Какие это красивые рыбки – барбусы! У них яркий окрас. И вишневыми бывают, и золотисто-мандариновыми, и темно-синими. А у самых видных на желто-серебряном тельце с красным ротиком и плавниками поперек черные полоски. Суматранскими зовутся, с именем острова связано.
Это очень быстрые, шустрые и задиристые рыбки. Они все время находятся в движении, что-то ищут, догоняют друг друга. Выросшие из мальков и долгое время живущие вместе, они привыкают друг к другу. Они такие однолюбы, что, поместив в аквариум нового барбуса, именно рыбку такой породы, с ним, как правило, торопиться заводить дружбу не будут. А если подсадить к ним других рыбок, меченосца, к примеру, как я это сделала однажды, войны не избежать. Красивый хвост стройного самца, похожий на меч или саблю, в момент был обгрызен. Меченосец забился в заросли водорослей, боясь, что барбусы снова начнут приставать к нему. Так оно и было, и чем бы все это могло закончиться, я только предполагала. Поэтому, заметив, как они стали его окружать и слегка щипать, тут же бросилась к нему на выручку.
Наблюдать за барбусами, когда они одни в аквариуме, – одно удовольствие. И если еще им условия созданы комфортные: чистая вода, компрессор, который насыщает ее воздухом, и водоросли, выстроенные аллеей в ряд, чтобы не мешали стремительно плавать. Любят они носиться то вверх, то вниз, собираться в стайки и косяками мчаться от одной стенки аквариума к другой, потом рыться в камешках на дне, отыскивая крупицы корма.
Но вот я стала замечать, как две из них, в полосочку, все чаще и чаще стали уединяться и…целоваться. Да-да, именно это они и делали, прикоснувшись друг к другу своими аккуратненькими маленькими ротиками. Так они плыли, умиротворенные, счастливые, никого не замечая, и им никто не мешал. Любовную пару я легко отличала, они все время старались быть рядом. И вскоре заметила, как одна из рыбок поправилась, ее брюшко потолстело, и она стала плавать медленно, осторожно. Я поняла: скоро будет потомство, и начала действовать так, как советовали опытные аквариумисты. С неделю, наверное, мое внимание было приковано к банке, в которую я отселила самку. Банка стояла рядом с аквариумом стеной к стене, и я с переживанием, чтобы не прозевать появления икринок, наблюдала за поведением рыбки. И вдруг заметила, что не только я была занята этим: барбус-самец лежал на камушках рядом со стеклянными стенами, разделяющими его с любимой, и долго смотрел сквозь преграду. Так было день-другой. Я недоумевала: между аквариумными рыбками может быть любовь? Оказывается, она существует. Полосатый красавец барбус дождался свою девочку, она благополучно принесла ему несколько крупных икринок, из которых я таки сумела выходить двоих крохотных барбусят. Я поняла, что они точь-в-точь похожи на своих родителей.
Лилия ТЕРЕНТЬЕВА, г. Тирасполь.