…Их, тридцать пять девчонок с военного завода №26, в середине смены вызвали в комитет комсомола.
Кроме комсорга и секретаря партийной организации в кабинете был военный, уставшее лицо которого свидетельствовало о том, что человек приехал прямо с боевых позиций. Его пронзительные слова, наполненные болью, никого не оставили равнодушным: «Враг на подступах к Москве. Мы несем большие потери. Вас никто не заставляет, но я хочу спросить: готовы ли вы помочь Родине в эту трудную минуту и пойти на военную службу? Если кто не может, осуждать не будем. А кто готов – шаг вперед!».
Шагнули все. В числе призванных в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию была и заводской бухгалтер Зинаида Романова. Уже через несколько дней всех девушек перевезли на место дислокации их службы в ПВО. Вскоре они овладели и своей новой профессией – наводчики прожекторов. О них нынешнее поколение знает мало. Но именно они вместе с зенитной артиллерией становились непреодолимой преградой для фашистских самолетов на многих участках военных действий. В сорок втором – сорок четвертом годах 61-й дивизион ПВО стоял вблизи военного завода в городе Рыбинске Ярославской области.
На дежурство прожектористы выходили с наступлением сумерек и дежурили до самого утра. В их задачу входило выявление в небе вражеских самолетов, на которые направлялись мощные лучи прожекторов. Самолеты становились видимой мишенью для наших зениток, и редкие набеги фашистов оставались без потерь.
– Для того, чтобы направлять прожектор в нужную сторону, необходима была недюжинная сила, – вспоминает Зинаида Павловна. – Но девушки старались, попадая точно в цель. Прожектора эти были огромными – когда надо было почистить зеркало-отражатель, мы просто заходили в полный рост внутрь цилиндра: чем чище зеркало, тем сильнее луч света.
За время службы в ПВО Зинаида на слух могла определить, какой самолет летит с вражеской стороны. Эта способность нашла свое применение. Зинаида сведения о количестве самолетов передавала в штаб командования, и там уже принимали меры. Так продолжалось до тех пор, пока фашистов не изгнали с нашей земли.
– Мы не герои. Война – это, помимо всего, труд, огромный труд, а мы были рабочими войны. И внесли свой, пусть небольшой, вклад в Победу.
После окончания войны Зинаида Павловна принимала активное участие в восстановлении народного хозяйства. Работала в России, на сахарном заводе в узбекском Коканде. Когда оборудование завода перевезли в Гындешты Флорештского района, туда же направили вместе со строительным управлением и Зинаиду Павловну. В 1954 году в Гындештах она повстречалась с бывшим фронтовиком, специалистом-строителем Иваном Кройтором, который стал её единственной любовью и судьбой на всю жизнь. В 1958 году переехали в Рыбницу на строительство цементного завода. Тут, в Рыбнице, родились у них сын Вячеслав и дочка Марина, а позже и внуки.
Время неумолимо. Уже нет в живых Ивана Тимофеевича и сына Славы. И самой Зинаиде Павловне пошел девяносто шестой год. Но она полна сил и оптимизма, и День Победы встречает как самый дорогой праздник.
Дина Листюгина.