4.1 C
Тирасполь
Воскресенье, 24 ноября, 2024

Популярное за неделю

Мой легендарный родственник

Творческий конкурс «Зажигаем звёзды» всё больше вызывает интерес у...

«Париж по тебе плачет»…

Анастасии Белоконь двадцать один год. Девушка оканчивает учёбу на...

Поздравление с Днём работника отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Уважаемые работники отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности! Поздравляю...

Ситуация на местах

В ходе селекторного совещания с руководителями органов государственной власти...

Этажи

Книги о детях, которые забыли

-Или не знали. Вчера прошедший День защиты детей стал прекрасным поводом вспомнить те повести и романы, какие советовали прочесть нам наши родители и какие уже много лет пылятся на библиотечных полках в ожидании читателей.

«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (Сельма Лагерлёф). Забавно, что эта вещица изначально задумывалась автором-учительницей как… учебник. Она должна была стать увлекательным пособием по географии Швеции для учеников первого класса, детей 9 лет. Первый том, изданный в 1906 году, достаточно быстро стал самой популярной книгой в Скандинавии и уже через два года был переведен на русский язык. На долю хулиганистого Нильса пришлось возмездие: домовой уменьшил его до крохотных размеров, а потом он, ухватившись за шею гуся Мартина, полетел вместе с ним в Лапландию и путешествовал так, пока домовой не сменил гнев на милость. Мораль – не злите домовых.

«Судьба барабанщика» (Аркадий Гайдар). Если вы хотите, чтобы ваш сын или внук стал самым послушным на свете, лучше примера не найдешь. Новоявленному барабанщику отряда Сереже приходится еще хуже, чем злосчастному Нильсу: он рано потерял мать, а отца арестовали за растрату, да к тому же мачеха приводит домой некоего «дядю» –вражеского шпиона. В финале справедливость все же торжествует: доблестное НКВД помогает мальчику победить агентов иностранной разведки.

«Приключения Кроша» (Анатолий Рыбаков). То, что эта повесть перестала быть популярной (первая часть трилогии), я понял, когда не обнаружил ее в нашей семейной библиотеке: вместе с другими залежалыми книгами она отправилась в макулатуру. Вряд ли Крош похож на современного девятиклассника, но для ознакомления с эпохой (начало 60-х) читать обязательно. К тому же драматический сюжет достоин Шекспира: ребята проходят практику на автобазе, где происходит ЧП: со склада пропадают новые амортизаторы!

«Академия пана Кляксы» (Ян Бжехва). Старший брат серии книг о Гарри Поттере, только главного героя зовут Адам Нескладушка. Детей в академии учат кляксописанию и языку растений и животных. Повесть так понравилась СССР, что киностудия им. Горького сняла совместно с поляками замечательный фильм.

«№44, Таинственный незнакомец» (Марк Твен). Образчик позднего творчества американского классика. Дело в том, что в последние годы жизни Твен здорово сошел с ума и завещал публиковать некоторые свои произведения через 50, 100 и 500 лет после своей смерти. Писатель задумал написать историю о том, как… Сатана-младший решил спуститься на землю в средневековую Европу и рассказать трем подросткам всю подноготную бытия. Все бы ничего, но в 1989 году выходит советско-чешская экранизация этого произведения под названием «Филипп Траум». По свидетельству режиссера, съемки фильма проходили в «мрачной обстановке» (еще бы!). Кинолента была показана только один раз, долгое время считалось, что фильм утрачен, однако в 2011 году ее неожиданно включили в эфир… «Детского мира».

«Говорит седьмой этаж» (Анатолий Алексин). Автор «Безумной Евдокии» больше запомнился мне доброй книжкой о счастливом советском детстве. О пионерах, которые решили создать детское радио. Не знаю, будет ли эта повесть интересна современным детям, с их гаджетами, «перископами» и онлайн-трансляциями, но собственное радио в начале 1960-х годов, по-моему, было не хуже.

«Необыкновенные приключения Карика и Вали» (Ян Ларри). Еще одна лютая детская фантастика (какие там «Трансформеры»), где, подобно Нильсу, дети были уменьшены из-за забывчивого профессора в сотни раз, и им пришлось бороться с гигантскими стрекозами и пауками.

«Поллианна» (Элинор Портер). Пожалуй, в этом списке не было «девчачьей» литературы, хотя Мэри Поппинс и Пеппи Длинныхчулок на детской полке предостаточно. Но я бы выделил именно этот американский бестселлер, благодаря которому появился психологический термин «принцип Поллианны» – явление, согласно коему люди воспринимают положительные моменты жизни в большей степени, чем отрицательные. Этот образ девочки, радующейся буквально всему, станет опорой для создания монументального «Форреста Гампа».

Никита МИЛОСЛАВСКИЙ.

Музыка серебряных спиц

Своей музыкой они отвлекают нас от мыслей о насущном. Их гитары и усилители уже стали неотъемлемой частью городского ландшафта. «Музыка для меня – это образ жизни, – рассказывает молодой исполнитель. – Есть ощущение, что это твое, что ты нужен людям».

Тёплый майский день, Тирасполь, центр. Группа ребят настраивает аппаратуру. Вот-вот начнется выступление. Наконец, всё готово. Исполняя давно ставшие классическими композиции, вокалист выкладывается на все сто. Чувствуется: всё это не просто так. Песни, написанные советскими и российскими рокерами, находят отклик в душе нового поколения.

Прохожие иногда, услышав культовые «Крылья» Наутилуса или «Город золотой» Гребенщикова, в знак благодарности кидают рубли в приоткрытый чехол для гитары и, зарядившись хорошим настроением, идут дальше по своим делам.

Так на улицах, некогда бывших «проходными» («Эй, прохожий, проходи…», спел бы Цой), вокруг молодых людей создается приятная атмосфера. С одним из них мне захотелось побеседовать.  Подхожу, знакомлюсь. Передо мной невысокий парень в темной рубашке и джинсах.  Его зовут Богдан Мустяцэ, он вокалист группы «Алюминиевые огурцы» (название позаимствовано из небезызвестной песни группы «Кино»). Чтобы спокойно пообщаться, мы заходим в кафе и присаживаемся за столик.

– Привет, Богдан! Расскажи, что побуждает тебя исполнять песни под открытым небом, фактически в центре города?

В первую очередь, это желание поделиться творчеством. Хочется проявить себя, а поскольку площадок для самовыражения не хватает, мы выходим на улицы.

– Как окружающие реагируют на ваши выступления?

– В основном положительно, благодарят. Но встречаются и такие, кто смотрит с непониманием и иногда даже с осуждением. Всё-таки для нашего города это достаточно новое явление.

– С какими проблемами сталкиваются уличные музыканты?

– Ну, например, с не всегда адекватным поведением выпивших людей. Иногда они пытаются помешать выступлению или как-то неуместно начинают подпевать, тянутся к инструментам…

Наш диалог прерывает официантка. «Что-то будете заказывать?» – спрашивает. Но, увидев включённый диктофон, понимает, что к чему. Мой собеседник продолжает.

– Вообще, тяжело найти подходящее место для выступления, чтобы своей игрой не мешать окружающим работать. Как только поступают жалобы, мы начинаем играть потише либо перебазируемся.  Ещё одна проблема: из-за того, что улица не оборудована электропроводкой, нам негде подключить аппаратуру. Аккумулятор может разрядиться в самый неподходящий момент.

– Насколько я понимаю, живое исполнение не рассматривается тобой исключительно как способ заработать?

– Главное – именно самовыражение. Если бы передо мной стоял выбор – получить 100-200 рублей от одного человека, который просто пройдёт мимо, или сыграть бесплатно для 30, я бы выбрал второе.

Богдан, какой путь проделал ты, прежде чем «созреть» для выступлений на улице?

– Я работал в одном кафе и после работы решил поиграть на улице вместе с другом. Оказалось, это очень здорово. И самое главное – мы поняли, что можем играть вместе. Теперь вот выступаем почти каждый Божий день.

– Есть ли конкуренция с другими музыкантами?

– Да, хотя и не очень большая. Изначально это было нашей идеей играть в центре, у «Фуршета» и «Эндис Пиццы». Другие увидели, что места хорошие, людные, и тоже начали их занимать. Так что, в итоге мы просто договорились об очередности. О месте и времени каждого выступления мы сообщаем на своих страницах в социальных сетях.

Наш разговор стал привлекать всё большее внимание. Возможно, кто-то по-думал, что мой собеседник – знаменитость из мира рок-музыки…

– Ваш коллектив исполняет только известные песни или в программе находите место и для собственного творчества?

– Мы поём как авторские вещи, так и композиции таких групп, как «Кино», «Би-2», «Валентин Стрыкало». Порой, когда звучат наши песни, люди останавливаются и спрашивают, кто исполнитель.

Для автора это высшая награда, приятно видеть, что слушателей что-то зацепило, что им интересно то, что ты делаешь…

На приятной ноте мы прощаемся. Работники кафе с пониманием воспринимают тот факт, что мы уходим, так ничего и не заказав.

«Мы ждали так долго – что может быть глупее, чем ждать?// Смотри мне в глаза,// Скажи мне, могу ли я лгать…» – резонируют в моем сердце слова песни из репертуара Бориса Гребенщикова. По лицам прохожих становится понятно, что живое, прочувствованное исполнение рок-хитов не проходит напрасно, достигает цели.

Нехватка площадок для самовыражения и любовь к музыке выводят юных исполнителей на улицы. В очередной раз проходя мимо самобытных, полных энергии исполнителей, невольно замедляешь шаг. И пусть ты кристально трезв, хочется составить им компанию, спеть дуэтом.

Глядишь, и день пройдет по-другому.

Максим Этлендер, студент ПГУ.

Жизнь ради Like! – пустяк

Просыпаясь утром, едва открыв глаза, мы хватаемся за телефон, чтобы поскорее открыть любимые социальные сети. Нужно посмотреть, сколько «лайков» нам поставили за новую фотку, и какие посты выложили за ночь блоггеры, пробежаться по новостным сайтам.

Каждый день мы тратим уйму времени на пролистывание виртуальной ленты. Мы прокручиваем в голове мысли о популярности среди друзей и подписчиков в соцсетях, продумываем новые образы для фото, заморачиваемся, а вдруг нас увидят в одном и том же, и покупаем обновки.

Современная жизнь полна глупостей и надуманных образов, которые мы сами себе создаём. Мы придумали мир, в который искренне верим. Делаем фото маникюра, подаренного букета цветов, ужина в кафе, пишем о покупке дорогой косметики, «яблочного» телефона и хвастаем этим. Кому, соцсетям? Стараемся переплюнуть подружку, которая выставила снимок с заморского курорта, и выкладываем фото с крыши самого высокого здания в городе. Создаём некую нужную нам иллюзию счастливой красивой жизни. Мало кто сделает и напишет у себя на странице о том, что помог старушке поднять тяжелую сумку на 8-й этаж дома, где не работает лифт. Никто не поделится чудесным спасением котёнка, который забрался на дерево, а малыши во дворе не могли его снять и плакали. Будем носиться с модной собачкой на руках, поправляя ей бантик, но не накормим бездомного пса. Сутками отслеживая новые бренды одежды, мы стремимся к некоему идеалу. Листаем сотни фото и видим столько же одинаковых переделанных носиков и губ-уточек. Стараемся подать себя в образе мажорных див или нежных милых девочек, у которых над головой светится нимб. Это безумное стремление к популярности, подписчикам, идеалам заставляет часами фотошопить свои снимки, а после чего ещё столько же выбирать из обработанных, чтобы загрузить всем на обозрение.

Мы делимся своей жизнью с миллионами посторонних людей в Интернете, выставляя напоказ все, вплоть до цвета своего нижнего белья. Строим из себя философских личностей, придумываем очередную замысловатую фразу для статуса. Чего уж греха таить, моя лента тоже пестрит фотоснимками красивых мест, цветами, милыми щенками… А есть ли какой-то смысл в механическом движении пальца вниз по Интернет-страницам, создании иллюзии бытия, взамен настоящей жизни в реальности? По данным социологов, мы тратим 40% времени на компьютер и телефон. Размышляя об этом, я решила в качестве эксперимента на несколько часов в день отказаться от виртуальных масок и вернуться в реальную жизнь.

Обула кроссовки, а не шпильки, и отправилась в парк гулять с собакой, а не делать селфи. Уже там я встретила таких же «собачников». Оказывается, их достаточно много, раньше этого не замечала. Обычно прогулка с Пони занимала минут 10 возле дома, а в этот раз мы гуляли два часа. Успела пообщаться с владельцами, где каждый рассказывал о своём любимце. Да и Пони набегался с другими собаками вдоволь. Теперь со своим псом в парк будем ходить с 14.00 до 16.00 – в это время людей с домашними питомцами там больше всего.

На следующий день занять часы, свободные от интернет-плена, решила чтением книги, которую давно не получалось дочитать. В выходные постараюсь уговорить друзей поехать на экскурсию в Бендерскую крепость. А потом…, а потом… да много чего будет, если на несколько часов в день забыть про соцсети.

Я расспросила знакомых, что для них значит Интернет. Что же важнее: виртуальная иллюзия или настоящая жизнь?

Наталья: «Для меня Интернет – это большая книга обо всём. Тут есть любая информация, и это хорошо. Интернет – это инструмент для покупок и платежей, это иногда отдых, общение. Но он никогда не заменит диалога с человеком, когда можно пройтись по набережной, взявшись за руки, и разговаривать, слышать голос, интонацию».

Для Юлии Интернет – не только заработок, но и огромное мировое хранилище информации, фотографий, фильмов, музыки, фактов, новостей: «А с некоторых пор Интернет – ещё и способ самовыражения. Я выкладываю свои стихи и небольшие заметки».

Тот же Интернет иногда может довести даже до депрессии и психологических расстройств. Есть случаи, когда пользователи смартфонов в ожидании звонка чувствуют фантомную вибрацию, думая, что им кто-то звонит или пришло сообщение. Молодые люди превращаются в рабов экрана. Нам дан миллион возможностей в жизни, а мы выбрали миллион зависимостей в Интернете. Жизнь – невероятная штука, но жизнь ради «лайков» – пустяк.

Анастасия Булат,  студентка ПГУ.

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

Поздравление с Днём матери

Дорогие соотечественницы! Примите самые тёплые поздравления с Днём матери! С...

У вас будет ребёнок

Обозревая свежую почту, главный редактор посчитал нужным остановиться на...

Спасение Базилики

В древней венгерской столице городе Эстергоме на южном высоком...

Старый Тирасполь в новом качестве

Есть круг людей, которых не нужно убеждать в том,...

Арфа, завёрнутая в газету

Нет и не может быть ничего в исторической науке...

Архив