И все же это совсем иное поколение людей – неугомонное, небезразличное, увлекающееся. Наверное, в том числе потому, что закаленное трудностями. Одной из представительниц такого поколения стала моя нынешняя героиня и собеседница. Женщина среднего роста, Прасковья Ивановна Коваленко сидела напротив меня у нас в редакции. Мы беседовали накануне 19 июня, Дня памяти и скорби по погибшим в городе Бендеры в 1992 году. И с ее помощью я смогла окунуться в прошлое.
Родилась Прасковья Ивановна в 1935 году. Отец ее, Иван Еремеевич Палий, – участник Великой Отечественной войны, освобождал Молдавию от немецких захватчиков, а мать Наталья Петровна – труженица тыла. «Я – приднестровская молдаванка, мои предки с незапамятных времен жили на этой земле, – рассказывает Прасковья Коваленко. – Мои корни здесь, и душа тоже». Будучи ребенком во время Великой Отечественной войны, женщина вспоминает те годы со слезами на глазах. Было страшно, ужас охватывал даже маленьких детей. С приходом Красной Армии в 1944 году Прасковья идет в школу, до обеда учится, а после обеда работает с родителями в колхозе. Да и после такой долгожданной Победы еще очень долго приходится много работать. «У нас не было детства, – делится женщина. – Вспоминать о тех годах очень тяжело. Наше детство было украдено войной, голодом, необходимостью восстанавливать великую страну, понимаете? Со слезами на глазах и благодарностью я вспоминаю людей, которые помогали нам во время эвакуации. Вспоминаю до сих пор тетю Варвару, простую украинскую женщину, не побоявшуюся взять нас к себе».
После войны нужно было приобретать профессию, и Прасковья Ивановна поступила в Бендерское педагогическое училище. Окончив его, вернулась в свою родную школу в Карагаше уже педагогом начальных классов. «Моя учительница Дарья Афанасьевна Панасенко была для меня авторитетом – строгая, справедливая, очень трудолюбивая. Потому и я с детства мечтала об этой профессии», – объясняет Прасковья Ивановна. Но, вернувшись в родное село и начав работать в родной школе, она была не только учителем, но и другом, наставником для ребят. Старалась привить им чувство патриотизма, любви к своему краю, учила быть отзывчивыми. Всего Прасковья Коваленко проработала в школе 40 лет.
Приходят сложные 1990-е годы, для нашей республики – особенно. Националисты Молдовы нападают на Приднестровье. Эта новость застает Прасковью Коваленко на рабочем месте. «По зову сердца, потому что с детства знала, что такое война, я начала вести работу по защите республики. Я и своим воспитанникам хотела показать личным примером, что в сложное для Родины время нельзя оставаться в стороне. Отстоять землю, которую оставили нам предки, – наш долг, невзирая на возраст и пол». Так, Прасковья Ивановна, узнавая через своих тираспольских родных обо всех мероприятиях (забастовках, голодовке и других), принимает активное участие в борьбе за независимость республики. Распространяет газету «Трудовой Тирасполь» среди тех, в ком была уверена как в соратниках. Выступает на митингах, собраниях. Вместе с хором ветеранов войны и труда ее села выезжает с концертами по району. Сотрудничает с женским забастовочным комитетом. Помогает собирать средства для участников «рельсовой войны» – продукты питания, средства гигиены, медикаменты. В своем выступлении на митинге-протесте против уничтожения военной техники 14-й российской армии на территории ПМР Прасковья Ивановна написала: «Мы, приднестровцы, сохранили лучшие черты характера советского народа. Это хорошо проявилось в 1992 году во время агрессии Молдовы против мирного народа ПМР».
Моя героиня рассказывает, что в эти сложные времена многие растерялись. Не понимали, что происходит, не понимали, как им быть. Прасковья Ивановна же делала то, что велело ей сердце. На вопрос ее детей: «Мама, ты куда идешь?» – всегда отвечала: «Я иду спасать вас. Чтобы вы не видели того, что пришлось увидеть мне в моем детстве. Я иду сохранять мир». И Прасковья Ивановна всегда была там, где нужна помощь. На вопрос, было ли страшно, отвечает честно – было. И порой – очень. Но понимание того, что их дело правое, придавало сил. Спрашиваю, какие эмоции испытала она, когда узнала, что все позади. «Какие эмоции можно испытать при Победе?! – восклицает моя собеседница. – Конечно, душили слезы радости! Радости от того, что мы сплотились и поняли: каждый, кто принимал участие в сохранении мира, важен. Чувство радости, что ты остался Человеком. Что тебе не будет стыдно смотреть в глаза молодежи». Прасковья Ивановна награждена знаком «За оборону Приднестровья», медалями «15 лет ОСТК», «20 лет ОСТК» и другими.
В 1995 году Прасковья Коваленко выходит на заслуженный отдых. Но сидеть сложа руки не может. Были и силы работать, и необходимость чувствовать себя нужной. Такую завидную энергию сама героиня объясняет тем, что всю жизнь занималась спортом. Потому знакомые, которых встречает спустя годы, говорят, что она совершенно не меняется, все такая же молодая. Даже на пенсии Прасковья Ивановна искала всевозможные пути самореализации. «Супруг мой, Петр Степанович Коваленко, 38 лет был директором школы, где работала и я до пенсии, – вспоминает моя собеседница. – И вот он при галстуке, в выглаженном костюме утром идет на работу, а я остаюсь дома. Так проходит несколько недель». И женщина втайне от Петра Степановича устраивается в колхоз, в бригаду по уборке урожая в саду. Работает до обеда, чтобы в три часа быть дома и встречать мужа. Проработала она так дней 10, и вот однажды сын, инженер сельхозтехники в том же колхозе, приходит домой и говорит: «Мама, ты на работу больше не ходи. Бригадир на собрании сказал, что одна пенсионерка до обеда выполняет полторы нормы, а другие растягивают их до вечера».
По предложению супруга в том же году Прасковья Ивановна с энтузиазмом берется за организацию при школе исторического музея села Карагаш – в честь 50-летия Великой Победы и 5-летия образования Приднестровской Молдавской Республики.
Первые четыре года работает на общественных началах. Приходится начинать все с ноля. Помогали жители родного села, с которыми Прасковья Ивановна всегда была дружна. Со временем в музее появляется более тысячи исторических экспонатов, рассказывающих о жизни односельчан, начиная с XVIII века. Здесь и военная форма, и фотографии, и памятные сувениры… Восемнадцать лет Прасковья Ивановна заведовала музеем.
…Конечно, у войны не женское лицо. Женщины – мамы, сестры, жены, дочери – за мир и только за мир! Но как много они, не созданные для войны, делают ради мира. Когда это требуется. Когда кто-то угрожает их дому, их детям. Такой именно является наша героиня Прасковья Коваленко. Она всегда была и остается верна своему селу, своей семье. Она с гордостью рассказывает о детях и внуках, которые живут и трудятся в Приднестровье. А о чем мечтает Прасковья Ивановна сегодня? Конечно, о мире. В первую очередь о нем мечтает эта женщина, пережившая две войны.
Мила Иванова, Слободзейский район.