1.5 C
Тирасполь
Воскресенье, 24 ноября, 2024

Популярное за неделю

Мой легендарный родственник

Творческий конкурс «Зажигаем звёзды» всё больше вызывает интерес у...

«Париж по тебе плачет»…

Анастасии Белоконь двадцать один год. Девушка оканчивает учёбу на...

Поздравление с Днём работника отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Уважаемые работники отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности! Поздравляю...

Ситуация на местах

В ходе селекторного совещания с руководителями органов государственной власти...

Город, которого нет

Все мы любим и знаем Тирасполь зеленым, уютным, с южным колоритом, чем-то напоминающим Одессу. Таким в начале минувшего века город запечатлел художник-авангардист Михаил Ларионов, наш земляк. Но с тех пор прошло сто лет. Изменился состав населения, изменился архитектурный облик. Уездный город, милая провинция, что с ним стало? Вопрос «Мог бы сегодняшний Тирасполь вдохновить всемирно известного изобретателя лучизма?» остается открытым.

В пору, когда отцветает провинция

Белой пыльцой под строительной гирей,

Я одобряю прораба провиденья,

Но у меня на него аллергия.

Это Вознесенского стихи. В них поэтически воплощена главная мысль: город меняется. И меняется далеко не всегда в худшую сторону. Некогда провинциальный, он становится столицей.

Но нельзя без горечи воспринимать расставание с дорогим тебе миром. Помните, у Арсения Тарковского: «Все меньше тех вещей, среди которых я в детстве жил, на свете остается».

Поэтому, отдавая должное требованиям времени, хочется всё же остановить, удержать за руку прораба с его «провиденьями», умолять: «Не сносите старый дом! В нем была мастерская тираспольского фотографа Аренберга, запечатлевшего образы современников Ларионова. И ещё, пусть для вас, уважаемый прораб, это не имеет никакого значения, в магазин, находившийся в этом самом доме, мы когда-то ходили с бабушкой. Да, вы не знали мою бабушку, но у вас есть (была) своя. Так оставьте же эти стены, эти окна, которые дают возможность заглянуть в прошлое».

Впрочем, понимаю, лирика сегодня не в чести. А движение вперед, научно-технический прогресс слишком стремительны, чтобы оборачиваться назад. Прошли времена, когда поэты собирали стадионы. Настала эра прагматиков. Посмотрим на проблему и с этой точки зрения. Человеку выгодно учиться на ошибках других, чтобы самому меньше набивать шишек. Так давайте не забывать уроков истории. А главный из них, вынесенный из революций и гражданской, всего ХХ столетия, буквально следующий: разрушив старый мир до основания, новый не построишь. Вернее, сделать это, конечно, можно, только поставленный без прочного исторического, духовного фундамента дом будет непрочным. Вспомним о благоразумном муже из Евангелия, «который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне (Матф.7:24-27)».

Тирасполь поистине многострадален. Отсутствие у нас «архитектурных жемчужин» привело к тому, что город постоянно перестраивался. Бытует мнение, что в Тирасполе нет исторических зданий, которые стоило бы сохранять. В самом деле, если сравнивать с европейскими или старыми русскими городами, наш относительно молодой. Но, с другой стороны, если бесконечно сносить, пытаться подражать кому-то, отстраивая душный, бетонный мегаполис, от основы основ и правда ничего не останется. И уже, констатируем мы, почти ничего не осталось.

После драки кулаками не машут. Тема становится всё менее актуальной: нет старого Тирасполя – нет проблемы. Мало что уцелело из строений ХIХ века, от исторического центра, сохранилась лишь половина стометровки (надолго ли?), застроена территория Суворовской крепости, утратили свой облик здания, где квартировали офицеры 8-го Астраханского и 56-го Житомирского полков.

Одним из последних живописных островков оставался дворик двухэтажного дома напротив ЗАГСа. Помните старинные ворота, наподобие одесских?.. Рай для художников и фотографов. Сколько раз сам видел там деток из «художки». И вот в один отнюдь не прекрасный, черный день, гляжу: вместо знакомых ворот банальный профлист. Безвкусно, утилитарно до слез. Оказывается, можно вот так, запросто, взять и расправиться со свидетельством минувшего. Недоумеваешь: куда делись родные, аутентичные, почему не вмешались те, кто отвечает за сохранность исторического наследия? А может, мне возразят, что ворота, которым свыше ста лет, не представляют исторической ценности? Что же тогда представляет?

Наблюдение: чем меньше в Тирасполе вот таких уголков (да, не всегда благоустроенных, но с биографией, с душой, с атмосферой), тем менее уютным становится город. Не случайно после войны в Минске заново отстраивали старые кварталы.

Второй фактор, делающий место, где живешь, комфортным, –  наличие зеленого покрова. За последние 5-7 лет Тирасполь заметно облысел. В первую очередь, это касается центра. Так, перенос остановки от здания поликлиники к Дому книги потребовал спилить не меньше пяти белоствольных тополей. Вы скажете, что они «пушили», то есть были источником аллергии? Но белоствольные не пушат, да и другие разновидности далеко не все (лишь женские экземпляры). Однако пилили красивые, высокие деревья вовсе не по причине аллергии, а потому что надо было остановку переместить.

Количество манипуляций может быть бесконечным, а вот чтобы дереву вырасти, нужны годы, десятки лет. Теперь летом в центре чувствуешь себя, как рыба на раскаленной сковородке. Не это ли наш пресловутый «южный колорит», если под таковым подразумевать колорит пустыни? Зато здесь, в центре некогда «зеленого города», ныне растут голубые ели, отбрасывающие такую же голубую, зыбкую, призрачную тень.

«Откуда вообще эта страсть к голубым елям, –  недоумевает один мой знакомый художник. – Дерево-то само по себе красивое, но совершенно из другого региона. Представьте себе голубую ель на берегу Днестра, рядом с виноградником, да и зачем, кому это нужно?». А в ответ: «Ну не пилить же их теперь…».

За ель, особенно перед Новым годом, можно и схлопотать. Но в случае с другими деревьями всё как будто проще. Бизнесмены освобождают пространство, «открывают вид» на торговые объекты, офисы… Не спешите радоваться: дескать, наконец-то у Тирасполя появится достойная архитектура! Увы, за некоторым исключением, новые постройки не представляют эстетической ценности. Задача такая просто не стоит. Пройдитесь, к примеру, по ул. Карла Либкнехта. Стекло, пластик, металл. Простейшие архитектурные формы. Тенденция общая: было бы удобно, практично.

Торговые павильоны увешены броской, подчас  агрессивной рекламой. Баннеры размещаются вдоль дорог, закрывают вид на город. Как не пожалеть, например, что на спуске в сторону Балки по ул. Одесской огромные рекламные щиты застят перспективу. Художники и особенно фотохудожники жалеют.

Предприниматели преследуют свои цели. Но у города должны быть (и, наверное, есть) инстанции, отвечающие за соблюдение правил, обязательных для всех. Почему не виден, не ясен их вклад? И деревья, выходит, не представляют ценности, и требования к внешнему виду строений, и к рекламе не столь строги…

Итак, положа руку на сердце: такой ли наш город зеленый, уютный? Чем мы собираемся удивлять туристов, помимо брендов, кратковременных экскурсий? Неужели металлочерепицей, профлистом?

А ведь как красиво поется в гимне Тирасполя: «…раскинулся город, цветущий, как сад!». И там же: «Узор твоих улиц тенистых проложен, как линии жизни в ладонях судьбы». Выдаем желаемое за действительное? А сами пилим тополя, каштаны, в частном секторе фруктовые деревья заменяем «садами камней», декоративными цветочками. Идешь в солнцепек и только диву даешься: где они, «тенистые», где тот сад? Или со дней написания гимна прошло слишком много времени? «Мир изменился. Время эльфов прошло!».

Нет, конечно, Ларионов мог бы писать и бетон, и стеклопакеты, и елки – он ведь новатор. Может, и полюбил бы канаду грин, как старый абрикос за окном, написал бы здание в стиле «хай тек» на асфальтированном пятачке, как Семеновский бульвар с акациями… Но ведь не за новаторство мы его любим. В этом плане «Черный квадрат» Малевича куда более «новаторский».

Ларионов ценен для нас именно тем, что передал душу Тирасполя, может, и не самого большого, знаменитого города на свете, с помпезной архитектурой, Эйфелевой башней (или её копией), но такого близкого сердцу каждого тираспольчанина. «Какая польза человеку, если он весь мир приобретет, а душе своей повредит?» Вот так и с городом. Как бы в погоне за современностью не потерять то, что определяет мироощущение человека.

Вы скажете, что автор, подобно Казимиру Севериновичу, сгустил краски. Что он описал вымышленный, несуществующий город. Город, которого нет. А наш Тирасполь самый-пресамый. Вот и елки перешли в наступление далеко не по всем фронтам. Так оно и есть. Вы тысячу раз правы, читатель. Всё это мне только приснилось в канун 226-летия.

И жива бабушка, и мы идем с ней по той самой, тенистой, мимо колонки с ледяной водой, в тот самый магазин. И шумит ещё не поредевшая аллея тополей у швейной фабрики.

Николай Феч.

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

У вас будет ребёнок

Обозревая свежую почту, главный редактор посчитал нужным остановиться на...

Спасение Базилики

В древней венгерской столице городе Эстергоме на южном высоком...

Старый Тирасполь в новом качестве

Есть круг людей, которых не нужно убеждать в том,...

Арфа, завёрнутая в газету

Нет и не может быть ничего в исторической науке...

Стать глубже на спектакль

Побывав на премьере спектакля народного драматического театра в бендерском...

Архив