Далеко не все в Днестровске помнят, что помещение, которое сегодня занимает продовольственный коммерческий магазин «Аквилон», принадлежало комитету комсомола Молдавской ГРЭС. Владимир Лысюк, сегодняшний директор фирмы «Аквилон», был последним комсоргом электростанции. Он же стал едва ли не первым коммерсантом постсоветского периода в городе энергетиков. Накануне 100-летия со дня рождения комсомола мы решили побеседовать с Владимиром Анатольевичем о «делах давно минувших дней» и днях сегодняшних.
– Владимир Анатольевич, если мне не изменяет память, в советские времена торговля и комсомол были несовместимыми понятиями. Чем объясняется Ваш уход в эту сферу деятельности?
– Я стал секретарем комитета комсомола на так называемой «заре перестройки», когда коммунистическая партия, чья руководящая и направляющая роль присутствовала во всех сферах жизни, решилась открыть в обществе шлюзы предпринимательской деятельности. В конце 80-х появилась возможность создавать предприятия и зарабатывать деньги. За два года до развала Союза по инициативе комитета комсомола электростанции был организован молодежный центр «Старт», учредительные документы которого утверждались в органах комсомола – сначала в Тираспольском горкоме, а затем в центральном комитете в Кишиневе. Мы ставили главной целью зарабатывать деньги и в дальнейшем использовать их на социальные нужды. У комитета комсомола были большие планы по расширению сферы влияния на молодежь. Но для любого дела нужны финансы, в которых мы были строго ограничены. Для проведения молодежных вечеров, организации походов выходного дня, выездов на экскурсии, спортивные состязания, поощрения активистов приходилось все время клянчить у администрации головного предприятия, то есть у Молдавской ГРЭС.
– Ну и чем же вы занялись на первом этапе?
– Да чем мы только ни занимались: и строительством, и оказанием услуг, вплоть до ремонта обуви, и первыми открыли коммерческий комиссионный магазин. Наш центр существовал до момента развала системы, то есть до декабря 1991 года. Но мы не хотели утрачивать открывшиеся перспективы, поэтому через год была организована фирма «Аквилон», которая явилась правопреемником «Старта».
– Традиционный вопрос: почему «Аквилон»?
– Самое интересное, что подготовка документов по открытию фирмы не заняла столько времени, как выбор названия. Думал долго. Потом начал листать словарь иностранных слов. Споткнулся на слове «аквилон», так древние римляне именовали северный ветер. Название показалось благозвучным. Произошло необъяснимое совпадение вроде бы случайно выпавшего слова с созданным предприятием.
– Может быть, в удачном названии заключено относительное долголетие фирмы «Аквилон» и ее устойчивость в бизнесе?
– Как знать, может, и так, но я почему-то нашим символом и в какой-то степени оберегом считаю знамя комсомольской организации Молдавской ГРЭС, которое мы все эти годы храним у себя.
– С кем Вы создавали «Аквилон»?
– Практически с первых дней существования фирмы в ее поле деятельности органично вошел Эдуард Петерс, став в последующем ее главным учредителем и владельцем.
Первые дни работы показали, что мы попали в струю. В день открытия магазина, 8 декабря 1992 года, на его полках размещалось всего 6-7 наименований товара, на большее не хватало средств.
– А банковский кредит взять не пробовали?
– В те годы банки кредитов никому не давали, тем более коммерческим структурам. Их никто и всерьез-то не воспринимал. В Советском Союзе вся торговля была государственной. Нас считали спекулянтами, и этот ярлык висел где-то до конца 90-х годов. Потом постепенно общественное настроение изменилось, и мы стали называться бизнесменами. Но кредитов как не брали, так до сих пор не берем и в долги не залезаем.
– Довольно длительное время фирма «Аквилон» была в Днестровске фактически монополистом по реализации населению продуктов питания. С чем Вы связываете свой успех или удачу? Ведь не вы одни пробовали себя в данном виде бизнеса, но никто не смог так раскрутиться.
– Нам благоприятствовала обстановка. Мы фактически первыми заняли свободную нишу торговли продовольственными товарами. В отпуск на Мальдивы не ездили, дорогих машин не покупали, зарплаты себе определили скромные. Мы создавали накопительный фонд, и всю свою прибыль пускали на развитие, открывая новые торговые точки. После «Аквилона» открылся «Западный», потом павильон «Айсберг», следом «Стела», «Смак», «Еда», «Западный-2», «21». Как видите, география наших торговых точек весьма обширна.
– Вы как-то отмечаете день рождения комсомола, ну хотя бы мысленно?
– Обычно я этот день забываю, он проходит в череде буден. Но дело не в том, помню я его или нет. Я хорошо осознаю, что в свое время именно комсомол многому меня научил и помог обрести уверенность в своих силах. Здесь наработан организационный опыт, сложились долговременные связи. Комсомол – это мои лучшие годы, которых, к сожалению, уже не вернешь.
Интервью провела Галина БЕЗНОСЕНКО.
г. Днестровск.
Фото автора.