1.1 C
Тирасполь
Воскресенье, 24 ноября, 2024

Популярное за неделю

Мой легендарный родственник

Творческий конкурс «Зажигаем звёзды» всё больше вызывает интерес у...

«Париж по тебе плачет»…

Анастасии Белоконь двадцать один год. Девушка оканчивает учёбу на...

Поздравление с Днём работника отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Уважаемые работники отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности! Поздравляю...

Ситуация на местах

В ходе селекторного совещания с руководителями органов государственной власти...

Преодолеть «Стены» и навести «Мосты»

Таков был замысел фотохудожника и фотокорреспондента нашей газеты Виктора Громова, когда он думал над названием своей первой персональной фотовыставки «Стены и мосты»

«Мнения людей редко когда совпадают. Уверен, что и по поводу этой выставки тоже будут разные высказывания. Своими работами я хотел сказать, что стены, которые нам мешают друг друга понять, должны быть скрашены мостами. Люди в любом споре должны находить компромисс – наводить мосты», – сказал в интервью «Приднестровью» виновник торжества, состоявшегося во вторник в детской художественной школе им. А. Ф. Фойницкого.

Представленные работы с полным правом можно так назвать. Иногда складывалось впечатление, что мастер подшутил над посетителями экспозиции и выставил среди фоторабот живописные полотна и акварели. Несколько фотокартин сильно напоминали то ли акварельные рисунки, выполненные в так называемой «мокрой технике», когда изображение размывается и предстаёт глазу в дымке, то ли ранние работы импрессионистов, когда тот же эффект достигался лёгкими мазками. Были на выставке и работы, которые напоминали постмодернистские картины. Автор так их и назвал: «Геометризм» и «Геометризм-2». Линии, выстраивающие причудливую композицию, образуются элементами зданий. Плюс игра света и тени. На «втором геометризме» на фоне правильных линий строительных конструкций диссонирует тень от ажурного креста на куполе православного храма.

Всего на выставке представлено 59 фоторабот. Число не случайно. Столько же лет в тот день исполнилось школе. На год её младше сам автор фотокартин. Кажется, секрет безукоризненного композиционного решения в фотокартинах Виктора Громова, схожесть их с живописными и графическими работами кроется в том, что он – выпускник «художки» образца 1975 года. «Я благодарен тем людям, которые из бестолкового пацана сделали того, кем я есть. К сожалению, чтобы снова взяться за краски и кисти, нет времени. Но рука тянется. И если она не дрогнет, то может когда-то что-то и «сваяю»», – сказал Виктор.

Что же касается искусства фотографии, то он заметил, что чувство кадра «воспитывал» в себе. «Как достичь того, чтобы чувствовать, когда нажать на кнопку? Оно «воспитуемо». Надо много ходить с фотоаппаратом. Непременно посещать выставки других фотохудожников. И конечно же, общаться с ними», – заметил на сей счёт мой собеседник.

Фотохудожники, как, впрочем, и все люди искусства, не слишком охотно делятся впечатлениями о творениях своих коллег. Критикнуть могут. Поэтому, подойдя на выставке к известному приднестровскому мастеру Владимиру Иванову, я не слишком-то и рассчитывал на интервью. Но, как известно, в правилах бывают и исключения. «Для меня сегодня Виктор Громов неожиданно открылся с другой стороны – более современный, более глубокий и, я бы сказал, всевидящий. Многие фотографии меня приятно удивили. И я даже позавидовал, что у меня так не получилось. Например, работа «Коллега», – указал на одну из фотографий Владимир Иванов. Представьте «хипповатого» вида фотографа средних лет, пытающегося, несмотря на ветер, разметавший по лицу длинные его волосы, поймать что-то в кадр. «Надо было найти этот образ. И поймать момент. Видите, вся шевелюра коллеги на его лице. Был какой-то ветерок. Надо было дождаться, чтобы произошло то, что запечатлено на фотографии», – обратил внимание автора этого материала на фотопортрет Виктора Владимир Иванов. «Ну да, «ветерок»… Ветрище!» – вступил в разговор стоявший рядом художник Василий Рудяга. Судя по всему, в этом фотопортрете запечатлена дуэль между двумя людьми с фотоаппаратами. На это указывает направление объектива героя работы. Нацелен он прямиком на зрителя, то есть в реалии в объектив попал наш фотокор. Может быть, на такой же «персоналке» где-то далеко от Тирасполя выставлялась работа с одноимённым названием, на которой есть Виктор Громов, наводящий камеру на своего коллегу.

Особенно было приятно на выставке встретить человека, запечатлённого на одной из экспонировавшихся фотографий. Правда, в отличие от своего изображения, был он без десантного берета и без наград, но в военной форме и с орденскими планками. Оказалось, что это отец Виктора Владимир Иванович Громов. «В этом году я вместе с ещё двумя ветеранами Великой Отечественной войны из Приднестровья был 9 мая на параде в Москве. После прогуливался по городу. Ну а здесь меня Виктор заснял в одном из залов исторического музея, когда я беседовал с молодёжью», – рассказал Владимир Иванович, указывая на себя на фотокартине «Поколения в историческом зале».

Позировали Виктору не только люди. В работе «Четверо на прогулке» как раз представительницы прекрасного пола трёх разных поколений не обращают никакого внимания на фотографа. В кадре видны только их спины. Повернулся в сторону фотообъектива четвёртый из прогуливающихся – пёс. «Он единственный из всей четвёрки, кто захотел мне попозировать», – пошутил Виктор.

Он заметил, что в экспозиции представлены и работы ещё времён Союза. И это было сказано не ради красного словца. На корме прогулочного теплохода в фотопейзаже «У причала» развевается советский флаг. «На этих работах представлена жизнь людей, которые живут на просторах необъятного Союза. Я не говорю «бывшего». Мне не нравится это словосочетание», – заметил Виктор.

Ну а в том, что передний временной фланг представленных работ – лето и осень этого года, могу сам засвидетельствовать. Например, пейзаж под названием «Под Григориополем» снимался у меня на глазах. Возвращались мы из командировки в Каменский район, Виктор попросил остановить машину на просёлочной дороге, а затем минут пятнадцать-двадцать колдовал с объективами, фильтрами и прочими насадками.

Пейзаж довольно типичный для нашего края. Но оказывается, таковых мест достаточно много, что ещё раз доказывает: несмотря на то, что огромной страны уже давно нет, осталось нечто общее и вместе с тем особенно родное, чего не увидишь в дальних странах: старых двориков постсоветских городов, лиц людей, ставших героями портретов Виктора Громова. И если едва виднеющийся шпиль Петропавловки на работе «Времена года в городе» выдают Санкт-Петербург, то двухэтажный неприметный домик на чёрно-белом фото мог быть снят на окраине любого города бывшего СССР. Но, как оказалось, это тоже Питер. В подписях к некоторым фотографиям даже не стоило указывать место съёмки. У тех, кто хоть раз побывал в одесских дворах, навсегда в памяти остался их неповторимый колорит с бельевыми верёвками, тянущимися через весь «дом-колодец» от одного дома к другому. «Одесса Главная» – так назвал один из пейзажей фотохудожник. «Дизель-поезд Одесса-Кишинёв – одно из впечатлений из детства. Кто ездил, то помнит, как назывались станции по мере приближения к конечной точке – «Одесса-Застава», «Одесса Малая». Наконец «Одесса Главная». И уже отойдя немного от вокзала, попадал в знаменитые одесские дворы. И вот тогда я понимал, что главное в Одессе – живущие там люди», – предался воспоминаниям Виктор.

В этот день прозвучало много речей от друзей, от руководителей творческих объединений художников, фотохудожников и дизайнеров. Прозвучали поздравления и пожелания дальнейших творческих успехов от руководства «художки» и госслужбы по культуре и историческому наследию. Но, кажется, что самыми проникновенными были слова, сказанные его педагогами Андреем Билобровым и Виктором Радовановым. Оба до сих пор преподают в детской художественной школе им. А.Ф. Фойницкого. Сам же Виктор Громов кроме того, что работает фотокорреспондентом нашей газеты, ещё и руководит фотокружком «Поиск».

Кстати, его ученики преподнесли очень ценные подарки – был представлен персональный блог Виктора Громова в «Инстаграмме» и красочный с хорошей полиграфией фотоальбом его работ. Тираж штучный – постаралась фотостудия «Романтика». А у фотоальбома, на мой субъективный взгляд, есть всё, чтобы окупиться и при большем в разы тираже. Может быть, я и ошибаюсь – сколько людей столько и мнений.

Я только лишь хотел привлечь этим материалом внимание к творчеству нашего коллеги. А если это вас заинтересовало, то мы напоминаем: выставка его работ в детской художественной школе им. А.Ф. Фойницкого продлится месяц.

Кирилл НЕФЁДОВ.

Фото Валерия Кругликова

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

У вас будет ребёнок

Обозревая свежую почту, главный редактор посчитал нужным остановиться на...

Спасение Базилики

В древней венгерской столице городе Эстергоме на южном высоком...

Старый Тирасполь в новом качестве

Есть круг людей, которых не нужно убеждать в том,...

Арфа, завёрнутая в газету

Нет и не может быть ничего в исторической науке...

Стать глубже на спектакль

Побывав на премьере спектакля народного драматического театра в бендерском...

Архив