Как защитить граждан от некачественных, а иногда и просто опасных продуктов, что для этого делается у нас и в других странах, обсуждали в Тирасполе на круглом столе «Безопасность пищевых продуктов как фактор безопасности потребителей».
Более 30 участников – эксперты, представители прокуратуры, санэпидемстанции, отечественных и зарубежных некоммерческих организаций – делились опытом борьбы за безопасную еду, что для этого уже сделано и что планируется.
В Молдове, по словам Дорины Андреев, директора программ фонда «Восточная Европа» (некоммерческая организация), за 4 года созданы 3 центра по защите прав потребителей. Еще 2 планируют открыть в Приднестровье. В задачу этих организаций, кроме собственно защиты прав потребителей, входит и недопущение попадания на рынок некачественной продукции. И конечно, повышение грамотности самих покупателей, ведь до сих пор многие граждане не знают, что при покупке нужно требовать чек.
Заместитель прокурора Тирасполя Оксана Мараховская рассказала собравшимся, что такое продовольственная безопасность. Это не только доступность продовольствия и его запасы. Это еще и качество продуктов, которое должно соответствовать установленным требованиям и гарантировать безопасное потребление. Оказывается, мировое сообщество в лице ООН занимается этой проблемой аж с 1974 года. Рассмотрены и стандартизованы определения, цели, мероприятия. Но, судя по озвученным данным той же ООН, что-то пошло не так. Из-за некачественных продуктов ежегодно в мире заболевают сотни миллионов людей. А сколько опасной еды попадает в продажу, учету просто не поддается.
То есть купить несъедобную еду может каждый, независимо от того, в какой стране он живет.
Для защиты от этого в Приднестровье приняты несколько законов, санитарно-эпидемиологические правила и иные нормативы, есть соответствующие статьи в Административном кодексе и даже в Уголовном.
По словам самой О. Мараховской, все они работают, и есть прецеденты, когда прокуратура применяла соответствующие меры и к производителям, и к импортерам, и к продавцам. Сами же некачественные продукты снимают с продажи или производства. Но в процессе этого возникают коллизии, и действующее законодательство ПМР не всегда может их разрешить.
В России к вопросам продовольственной безопасности относятся с большим вниманием, отметила представитель прокуратуры. Разработана «Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года», есть законы и федерального, и местного уровня. Созданы и работают комиссии по вопросам обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.
У нас пока этого нет. Зато есть законопроект «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Документ четко описывает полномочия государственных органов, устанавливает гарантии государства в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.
Определяются порядок государственной сертификации, а также требования (и весьма жесткие) к безопасности продуктов при импорте, производстве, перевозке, хранении и реализации. Нужный законопроект, хороший, а если учесть, что он, по сути, калька с российского закона 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», так просто отличный. Почему его обсуждают уже 2 года, было непонятно.
Ясность внесла Наталья Берил. Главный санитарный врач республики считает, что в деле обеспечения безопасности того, что мы едим, очень много недостатков. Даже слишком много.
Да, у приднестровских производителей есть свои лаборатории, и неплохо оснащенные. Но ведь есть еще и импортная продукция, однако ее качество госсанэпидслужба на таможенных постах не контролирует. Нет государственного регулирования, то есть нет национального органа по сертификации продукции, а действующие документы зачастую устарели.
И проблемы не только с нормативной базой. Даже если мгновенно принять новые СанПиНы, реестры, инструкции и сам закон о качестве и безопасности, просто нечем будет проверять соответствие продуктов. Отсутствует профильная лаборатория с техническим оснащением по диагностике ГМО. А имеющееся оборудование не позволяет определить даже наличие метилового спирта в алкогольных напитках, а ведь это опаснейший яд, на вкус и цвет не отличимый от обычного спирта. Это не говоря о целом списке других вредных веществ – диоксинах, ртутьорганических пестицидах и прочих.
Между тем, статистика убедительно доказывает – необходимость в усилении контроля есть. Согласно данным республиканского центра гигиены и эпидемиологии, по физико-химическим показателям не соответствуют действующим стандартам от 2 до 4% взятых проб пищевых продуктов. По микробиологическим показателям – от 4 до 8%. Заметьте, это на старом оборудовании и по старым нормам.
Поэтому Наталья Берил считает, что в Приднестровье просто необходимо принять Закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов». И немедленно обновить СанПиН по безопасности пищевых продуктов, сделать идентичными нормам Российской Федерации. Оснастить приднестровские лаборатории современным оборудованием и обучить персонал новейшим методикам проведения исследований.
И очень важно сделать так, чтобы новшества не сказались на сроках доставки продовольствия. То есть нужно не просто ужесточить проверки и расширить список контролируемых продуктов, но еще и сделать так, чтобы машины с товаром не стояли на таможне. Есть для этого и способы, и оборудование, и они даже так и называются – экспресс-методы.
Сколько это все будет стоить, как конкретно будет проходить сертификация импортного продовольствия на таможенных постах – сейчас точного ответа нет. Конкретный план по переоснащению лабораторий еще в разработке, и пока можно сказать только, что сумма будет немалая.
Впрочем, здоровье дороже.
Андрей БАРСУКОВ.