К крещенским купаниям относятся по-разному. Кто-то с воодушевлением, кто-то – с опаской. Сами священнослужители предупреждают: это не спорт и далеко не главное для верующего человека. Важнее – духовное осмысление самого Крещения, двунадесятого праздника, одной из ключевых вех церковного календаря. Важнее богослужение, литургия… Выносить на первый план купания, как и «запасы впрок» крещенской воды, – значит впадать в «обрядоверие». Однако у народа на сей счет свое мнение: купаться, чтоб не болеть, а в здоровом теле, как говорится…
Оставим духовникам и их чадам разбирать превратности подхода к празднованию Богоявления. И лишь констатируем факт: из года в год крещенские купания не теряют популярности, давая возможность тысячам невоцерковленных людей пережить подлинный религиозный подъем. Возможно, в этом и проявляется сила таинства?
В столице купель, как и в прошлые годы, была оборудована на городском пляже. В этом году, пожалуй, всё было подготовлено даже ещё более основательно, чем в предыдущие. Например, для тех, кто пока не нашел в себе силы сигануть в прорубь, установили вместительную емкость подогретой воды, исходившей клубами пара. Правда, новшество не получило массового применения, зато предоставленная альтернатива, возможность «смягчить удар», кажется, доставляла ещё больше удовольствия от выбора, сделанного в пользу проруби.
«Прорубь» – это, конечно, что-то менее обустроенное, без ступенек, без удобных поручней, без страховочных бортов. Но ведь и в нашей комфортабельной купели температура самая настоящая, без подогрева, такая, какой ей и подобает быть в январе. К счастью, в этом году не такая уж и низкая. Мы с моим другом так даже немного посетовали: эх, теплая… И хотя у всех на слуху «крещенские морозы», на сей раз на Богоявление погода выдалась мягкая, безветренная… Зато небо открылось как полагается. День стоял ясный. С утра дощатый помост, ведущий к купели, ещё холодил пятки. Но ближе к одиннадцати сам он был разогрет энтузиазмом купающихся. Оттаял.
Кого ни спросишь – впечатления самые благоприятные. Ощущаешь себя так: сначала холодно, холодно, так холодно, что аж дыхание перехватывает, а потом горячо, хорошо… так, что кажется, уже и не зима на дворе, а весна. Вот и дождались! Тут всё дело в том, чтобы решиться…
Много купалось в этом году военнослужащих. Много было мужчин всех возрастов и, что удивительно, женщин. Отчаянные они у нас. Заходят люди в купель сосредоточенные, видно – преодолевают… А выходят – счастливые, улыбающиеся, как заново родились. Фотографируются, конечно, в духе времени: отчет для соцсетей. И вот, смотришь, стоят босиком на снегу, все мокрые, только из проруби, щелкают встроенными камерами на телефонах, ещё выбирают ракурс получше, делают дубли… А в обычные дни – что? Идем по городу в тулупах, в пальто, подняв воротники, и знобко нам, и беспокойно, и друг другу в глаза не смотрим… И «когда эта проклятая зима закончится». Это наша-то проклятая, молдавская-то?
В армейских палатках, где народ переодевается, тепло. Слегка дымят буржуйки. Заходят люди в палатку одетые, не здороваясь. Все чужие. Выходят, тоже одетые, но уже искупавшиеся, и всех поздравляют с праздником, с Крещением, расплываются в улыбке. Вот вам и резон: «до» и «после».
На выходе всем предлагают чаю из полевой кухни, сладкого и тоже слегка с дымком, как из самовара. И пока одни пьют, другие всё подходят. Подходит и целый отряд «Наследников Победы», лидером которого является Президент. Спрашиваю потом у председателя исполкома движения Родиона Романова, как, мол, впечатления. Говорит: здорово. Купаемся не первый год. Очень, говорит, помогает, по-другому себя чувствуешь. Ну и что, если кто-то не осмыслил пока «духовно», а всё лучше, чем перед телевизором… Проверь, узнай, на что способен, прояви силу воли… Не так-то легко, между прочим. Сразу же находишь тысячу отговорок. Хотя, конечно, дело каждого. Но не погрузившись в купель, уверены ли вы, что знаете, о чем идет речь?
Вот и с верой так. Можно, глядя со стороны, не найти ни одного аргумента и, соответственно, не понять тех, у кого главное доказательство – собственный опыт, глубоко личные переживания, о которых и не прокричишь в репродуктор.
Я вот заметил, что, искупавшись на Крещение, люди не кричат о своем счастье, не пытаются сразу всех обратить, не ходят по дворам и квартирам с журнальчиками, а словно прислушиваются к биению новой жизни внутри себя, уносят это переживание в ладонях, как зажженную свечу.
Николай Феч.
Фото Виктора Громова.