3.7 C
Тирасполь
Суббота, 23 ноября, 2024

Популярное за неделю

Мой легендарный родственник

Творческий конкурс «Зажигаем звёзды» всё больше вызывает интерес у...

«Париж по тебе плачет»…

Анастасии Белоконь двадцать один год. Девушка оканчивает учёбу на...

Поздравление с Днём работника отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Уважаемые работники отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности! Поздравляю...

Ситуация на местах

В ходе селекторного совещания с руководителями органов государственной власти...

Улица Возияна

В селе Глином Слободзейского района пролегает улица. Неприметная, мало чем отличающаяся от других. Разве только тем, что вдоль нее еще не вплотную стоят дома, многие только строятся. Но эту улицу в селе знают все – ее назвали в честь земляка, воина-интернационалиста, участника боевых действий в Афганистане Владимира Возияна.

«Погиб в Афгане» –  эти скорбные слова тогда, в восьмидесятые, нередко можно было услышать, – вспоминает Николай Шеремет. – Время было такое. Рядом с нашей границей на востоке у соседей шла война, и в ней мы принимали участие. Это сейчас о той войне говорят, как во многом не до конца справедливой, спорят, нужно ли нам вообще было втягиваться в нее. А тогда был приказ, и мы выполняли его. Те годы – время подвигов, и каждый из нас, молодых солдат, считал за честь быть отправленным в Афган. Такими были мы, такими нас воспитывали».

От Николая Андреевича, председателя сельского совета ветеранов Вооруженных сил и труда, узнал, что и он мечтал попасть в Афганистан, и не раз по этому поводу обращался с рапортами к командиру, но ему отказывали, обещая, правда, что будут иметь в виду. Так, в ожидании и пробежали годы службы. Но все равно как мужчина и как солдат, он по-доброму завидовал тем ребятам, которые попали в Афган. Только известие о гибели Володи остужало юношеский пыл, давало понять, насколько страшна война».

«В селе долго не могли поверить, что Вовки больше нет, – продолжили односельчане Андрей Дряпак и Виктор Горша. – Мы по соседству с ним жили, в одной школе учились. На Турунчук бычков ловить часто ходили, потом спортом увлекались и в комсомол поступали разом… После школы «Молодой», так в селе называли его, уехал в Дрокию, где выучился на газоэлектросварщика, а потом работал в Красном на консервном заводе «Октябрь».    В армию ушел чуть позже одногодок (отец был инвалидом, и ему дали отсрочку), но осенью все же сумел добиться лично у военкома, чтобы его призвали. Его, как всех наших парней, в армию провожали всем селом и с музыкой. Парторг с комсоргом речь держали, просили не подводить родное Глиное, председатель профкома электробритву подарил – Вовка только бриться начинал.  Кто тогда мог знать, что той же дорогой будем провожать его в последний путь».

Призывник из Глиного попал в Туркистанский военный округ, потом была учебка, а оттуда уже и в Афган перебросили. Служить начал в октябре 1980 года, а в Афганистане оказался в январе следующего. Родители толком так и не знали, где он служил, не хотел их расстраивать. Писал, что у него все хорошо, на каше солдатской даже поправился, друзья появились новые, которых после дембеля хочет пригласить к себе в гости. Покажет, как вино делают, а то пить его они пили, а вот как оно получается, понятия не имеют.  И с девчонками соседскими обещал познакомить, уверял, что таких красавиц, как в Глином, нигде в другом месте не сыскать. Только не суждено было мечтам сбыться.

Читаю извещение, полученное его отцом Иваном Владимировичем, от 5 января 1982 года: «Извещаю Вас с прискорбием о том, что Ваш сын, Возиян Владимир Иванович,1962 года рождения, выполняя боевое задание, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, погиб 5 декабря 1981 года». И дальше подпись и печать военного комиссара Слободзейского районного военного комиссариата. Извещение подготовлено на основании справки о смерти с адресом воинской части, в которой служил. Позже стало известно, как погиб Владимир. Шёл неравный бой с душманами, которые старались захватить высоту, чтобы потом, закрепившись на ней, вести огонь по нашим. Возиян с ребятами сумел предотвратить план противника, но только ценой своей жизни – он подорвался на одной из вражеских мин уже при отходе басмачей. За мужество и отвагу посмертно был награжден орденом Красной Звезды.

 Не хотел Володя умирать, ведь ему было всего неполных двадцать лет. Еще и на чужбине – в этой жаркой и во многом непонятной ему стране, где, верил, в конце концов наступит мир, и он с ребятами еще когда-нибудь вернется сюда.  Афган станет совершенно другим – таким, каким очень хотелось видеть его в то время. И если бы тогда ему сказали, что в родном селе его именем назовут улицу, а в школе, где учился, установят мемориальную доску и создадут музей, он бы рассмеялся – это не про него, какой он герой! А, может, и обиделся бы: зачем так шутить, ведь он был просто солдатом и воевал только потому, что получил  приказ Родины исполнить интернациональный долг. Вот и все.

…Сегодня улица Возияна в Глином  – самая молодая. Она строится, прихорашивается, в окошках загорается свет, слышны детские голоса. Значит, долго ей еще жить.

(Редакция благодарит Николая Андреевича Шеремета за предоставленный для подготовки данной публикации материал).

Александр БОРИСОВ, Слободзейский район.

Фото из архива семьи Возиян.

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

У вас будет ребёнок

Обозревая свежую почту, главный редактор посчитал нужным остановиться на...

Спасение Базилики

В древней венгерской столице городе Эстергоме на южном высоком...

Старый Тирасполь в новом качестве

Есть круг людей, которых не нужно убеждать в том,...

Арфа, завёрнутая в газету

Нет и не может быть ничего в исторической науке...

Стать глубже на спектакль

Побывав на премьере спектакля народного драматического театра в бендерском...

Архив