…Сельский пейзаж. Узкая тропинка ведет к уютному сельскому домику, расположенному на краю косогора. Приоткрытая калитка словно приглашает войти во двор – зеленый, тенистый, где ждут тебя добрые люди. Небо над домом высокое, разноцветное от угасающего солнца. Кажется, от картины исходит аромат ладанки, материнки и отцветающей акации. И столько в картине искренности, доброты и тепла, что уходит прочь усталость и грусть, а в душе возникает ощущение абсолютной гармонии…
Такие чистые и глубокие чувства рождаются у зрителей, которым посчастливилось увидеть работы рыбничанина, заслуженного художника ПМР и члена союза художников ПМР, члена Международной ассоциации работников культуры и искусства, участника творческого объединения «КамАрт» Виктора Яковлевича Завьялова. Недавно он отметил юбилей и 55-летие творческой деятельности. Отметил, как это принято в творческой среде, открытием очередной, девятнадцатой персональной выставки. И это хороший повод поговорить о его солнечном творчестве.
Да-да, я не оговорилась – именно солнечном! Художником созданы тысячи работ в разных жанрах. Но мне милее всего его замечательные пейзажи, где в каждой картине ощущаешь солнечный свет, видишь солнечные блики – на стенах домов, стволах деревьев, капельках росы и даже в лужах после дождя. И от картин реально веет теплом и светом – энергией красоты и жизни.
Виктор Завьялов не только художник, но и педагог – преподаватель художественного отделения Рыбницкой детской школы искусств. А ещё он прекрасный собеседник, с которым интересно поговорить о творчестве, искусстве и жизни.
– Виктор Яковлевич, Вас называют летописцем истории нашего города, а Ваша серия «Старый город» вообще уникальный проект. На полотнах зрители могут увидеть Рыбницу, которая осталась только в памяти старожилов. Вы – большой патриот города, а ведь родились на Украине…
– Одно другому не мешает. Я родился в Винницкой области, но в раннем детстве вместе с семьёй переехал в Рыбницу. В сердце навсегда поселилась большая любовь – и к Виннице, и к Рыбнице.
– С чего началось творчество? Когда Вы почувствовали себя художником?
– Трудно сказать. Мама у меня была творческим человеком, а её вышивки славились на всю округу. Я любовался необыкновенно красивыми, гармоничными работами, и каждым стежком она словно бы мою судьбу вышивала. В школе заметили страсть к рисованию. А когда в 1963 году в Рыбнице открылась художественная школа, я был в числе первых, кто принёс заявление о поступлении. Мама поддержала. Моим первым учителем стал Николай Иванович Брозницкий – первый директор школы и замечательный художник. Потом было Одесское театрально-художественное училище, в 1993 году я окончил Кишиневский педагогический университет. Учился, работал и занимался творчеством. Не было ни одного дня без наброска, эскиза, карандаша и кисти…
– В Одесском художественном училище вы встретили свою Музу…
– Именно в Одессе я познакомился с будущей женой, студенткой того же училища, и мы вместе вот уже… всю жизнь! Нина Анатольевна – преподаватель ИЗО и художник. И наши дети связаны с изобразительным искусством: сын Александр в Питере работает дизайнером, а дочь Елена – дизайнером графики в Киеве. У нас семья единомышленников!
– Обожаю Ваши пейзажи, особенно сельские. Хотя вы писали и строительство металлургического завода, и батальные сцены, и морские пейзажи. Но сельские мне родней. Как удается достичь такой гармонии света и красок, где реально чувствуются и тепло, и ароматы, и даже вроде бы слышится пение птиц?
– Наверное, опыт и интуиция. Для меня цветовая гамма картины играет очень важную, если не сказать – главную роль. Рисунок, композиция, перспектива тоже очень важны, но сочетание цветов я считаю основным в каждой работе.
– То есть Вы – за традиционное классическое изобразительное искусство? А как же авангардизм – «Чёрный квадрат» Малевича, инсталляции рваных башмаков и мёртвой кошки с обнажённым автором в центре композиции? О таких экспонатах на современных выставках иные журналисты пишут прямо взахлёб: вот оно, новое слово в изобразительном искусстве!
– Это обыкновенное шарлатанство. Я всегда воспринимал «Чёрный квадрат» как шутку, как розыгрыш. Все эти инсталляции воспринимаю как насмешку над здравым смыслом и привитие дурновкусия. Я – за классическую живопись: за Крамского, Брюллова, Репина, Пластова, современных художников Илью Глазунова и Александра Шилова. Надо воспитывать в человеке чувство прекрасного на примерах работ настоящих художников.
– На Вашей персональной выставке мне запомнился интересный момент. Директор школы №10 Алла Зорилэ издалека увидела портрет ветерана Великой Отечественной войны Александра Марченко и просто побежала к нему: «Это же наш дядя Саша! Его глаза, его легкая усмешка, его острый ум – всё на этом портрете!». Как удается обычными средствами раскрыть характер человека на портрете? И, обладая такой хорошей психологической подготовкой, можете ли различить, где человек искренний, а где – фальшивый?
– Наверное, это возможно. Без знания психологии трудно написать хороший портрет. Нередко при работе над портретом проявляются скрытые качества человека, и это не нравится натурщику. А другие смотрят и говорят: «Очень похоже!». Быть портретистом непросто.
– Среди Ваших работ тоже есть немало шедевров – не скромничайте. Вы объявили, что хотите передать свои картины в дар родному городу.
– Да, я принял такое решение. Когда работы находятся дома, их мало кто видит. А картинам нужен зритель…
– Виктор Яковлевич, недавно Вы пережили волнующие минуты – открытие персональной выставки, встречу с коллегами и поклонниками творчества. А главное – Вас наградили орденом «Трудовая Слава».
– Я выражаю благодарность за высокую оценку моего труда. Знаю и обещаю, что будут ещё рисунки, будут полотна, и лучшая моя работа, надеюсь, ещё впереди.
Художники для того и живут на свете, чтобы озарять нашу жизнь светом любви, добра и вдохновения…
Дина Листюгина, г. Рыбница.
Фото автора.