1.4 C
Тирасполь
Воскресенье, 24 ноября, 2024

Популярное за неделю

Мой легендарный родственник

Творческий конкурс «Зажигаем звёзды» всё больше вызывает интерес у...

«Париж по тебе плачет»…

Анастасии Белоконь двадцать один год. Девушка оканчивает учёбу на...

Поздравление с Днём работника отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Уважаемые работники отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности! Поздравляю...

Ситуация на местах

В ходе селекторного совещания с руководителями органов государственной власти...

Два интервью – одна позиция

Уже совсем скоро,12 июля, Приднестровье посетят представители посредников и наблюдателей в переговорном процессе по молдо-приднестровскому урегулированию.

Эту информацию одновременно подтвердили министр иностранных дел ПМР Виталий Игнатьев и один из тех, кто собирается к нам с визитом, – посол по особым поручениям МИД РФ Сергей Губарев. Игнатьев это заявил в интервью Первому Приднестровскому телеканалу, а Губарев – в беседе с журналистом ТАСС. Кстати, руководитель нашего внешнеполитического ведомства особо подчеркнул, что это была совместная российско-приднестровская инициатива, поддержанная всеми остальными участниками «5+2».

Напомним, что Россия вместе с Украиной выступает посредником и гарантом в переговорном процессе. Кроме них в качестве посредника выступает ОБСЕ. Есть ещё два наблюдателя – ЕС и США. Вот дипломаты всех этих стран и международных организаций и должны будут посетить в скором времени Тирасполь и Кишинёв. Это чуть более мобильная форма переговоров, чем заседания в формате «5+2», когда собираются всё те же плюс представители сторон конфликта. Вообще-то, по словам Сергея Губарева, переговорный процесс ныне находится в заторможенном состоянии. «Последняя встреча политических представителей Молдавии и Приднестровья в формате «1+1» состоялась в конце октября прошлого года. То есть опять изрядный срок контактов нет, – сказал российский дипломат. – Заметно снизилась динамика встреч рабочих групп. Нельзя сказать, что они совсем прекратили работу. Они работают, но динамика встреч существенно снизилась, то есть практические вопросы не решаются. Конечно, вполне возможно, что это затишье можно объяснить постэлекторальными процессами в Кишиневе, но убежден, что такой сложный вопрос, как процесс приднестровского урегулирования, не должен быть заложником политических игр в одной стране». Эта точка зрения полностью согласуется с приднестровской. «За первое полугодие у нас состоялось всего 16 заседаний отраслевых экспертов. Это очень мало. Если сравнивать с прошлым годом, то тогда их было под сорок… Новый политический представитель Молдовы (Вице-премьер Василий Шова. – Прим. ред.) инициативы встретиться не проявляет. Хотя она, согласно процедурам, должна исходить именно со стороны Кишинёва. Мы готовы к работе».

Что же касается успехов прошлого года, то, как указал Сергей Губарев, «движемся по принципу «шаг вперед — два шага назад». В частности, относительно «нейтральных» номеров, позволяющих приднестровским автолюбителям участвовать в международном автомобильном движении, посол по особым поручениям МИД РФ заметил: «В Приднестровье зарегистрировано порядка 100 тысяч транспортных единиц. По состоянию где-то на неделю назад выдано всего около 4 тысяч этих нейтральных номерных знаков. Понятно, что это смешные показатели. Естественно, не каждый приднестровский автовладелец стремится выезжать на своей машине за пределы Приднестровья и Молдавии, но таких желающих явно больше 4 тысяч». По его мнению, причина спавшего интереса к «нейтральным» номерам – для их получения необходимо иметь молдавское водительское удостоверение, а для получения такового необходимо предъявить молдавский паспорт.

В интервью ТАСС Сергей Губарев обозначил и проблемы во взаимоотношениях между Тирасполем и Кишинёвом, решение которых и вовсе остановилось из-за политического межсезонья в Молдове. «Не решается важный для Приднестровья вопрос о прекращении молдавской стороной политически мотивированных уголовных дел. Нет движения в вопросе импорта медицинских препаратов и медицинского оборудования в Приднестровье, – заметил на сей счёт представитель российского внешнеполитического ведомства. – Возникают новые проблемы. Например, в почтовом сообщении. Потому что срок действия соответствующего соглашения между почтовыми службами Приднестровья и Молдавии истек в декабре прошлого года, и вот уже полгода идет работа над новым соглашением, а страдают простые люди, которые лишены возможности вовремя получать корреспонденцию, начиная от писем от родных и близких и заканчивая оплаченными, заметьте, подписными изданиями. А ведь у нас каждый хочет прочитать завтрашнюю газету и мало кто читает вчерашнюю». Как вы понимаете, уважаемые читатели, это полностью совпадает с приднестровской позицией по данному вопросу. Её в очередной раз в эфире Первого Приднестровского телеканала озвучил Виталий Игнатьев. Он, в частности, сказал: «Позиция Приднестровья чёткая и ясная. Мы нацелены на имплементацию и полноценное исполнение тех договорённостей, которых мы достигли в 2017-2018 годах, а также на реализацию взятых на себя обязательств». Так по поводу прекращения молдавской стороной уголовного преследования приднестровцев по политическим мотивам руководитель нашего МИД заметил: «Кишинёв не просто в Берлине (имеется в виду подписанный 3 июня 2016 года всеми участниками переговорного процесса Берлинский протокол. – Прим. ред.) подписал соглашение, одним из пунктов которого были уголовные дела, но и обязался закрывать их в контексте исполнения протокольного решения по землепользованию (Соглашение о порядке использования молдавскими аграриями земельных участков в Дубоссарском районе ПМР. – Прим. ред.). Поэтому мы безусловно ожидаем от молдавской стороны исполнения этих обязательств. Коль уж политический кризис там преодолён – избрано правительство и органы управления, мы ждём конкретных действий. Того же самого ожидают и наши международные партнёры – и российские, и европейские и американские».

По мнению Сергея Губарева, визит представителей посредников и наблюдателей в переговорном процессе подтолкнёт его стороны к активизации диалога. Он отметил: «Во-первых, он подчеркнет то внимание, которое международное сообщество продолжает уделять решению приднестровского вопроса. Во-вторых, поможет участникам формата «5+2» сформировать более четкое представление о том, что происходит на месте. И в-третьих, подтолкнет стороны к более активной работе, к восстановлению и налаживанию контактов».

Планируется провести три встречи в Молдове (с Игорем Додоном, премьером Майей Санду и политическим представителем – вице-премьером Василием Шовой) и две в Приднестровье (с Вадимом Красносельским и главой МИД Виталием Игнатьевым). «Впрочем, это предварительная программа, и она еще может измениться», – добавил российский дипломат.

Посещение представителями посредников и наблюдателей Приднестровья и Молдовы – пролог к очередному заседанию формата «5+2», насчёт которого Сергей Губарев сказал: «Очень рассчитываю, что где-то в сентябре соберется заседание нашего формата, и, скорее всего, будет восстановлена и практика проведения так называемых Баварских конференций, которые на ежегодной основе регулярно проводились с 2010 года. Это была площадка для неформального общения членов и руководителей рабочих групп со стороны Молдавии и Приднестровья, что тоже давало возможности понять, где мы находимся и к чему стремимся. Однако с 2017 года, опять-таки с года австрийского председательства в ОБСЕ, конференции больше не проводятся». А в заключение добавил: «В целом же я исполнен оптимизма и уверен, что мы вернемся к нормальной ритмичной работе переговорного формата».

Александр Никитин.

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

Поздравление с Днём матери

Дорогие соотечественницы! Примите самые тёплые поздравления с Днём матери! С...

У вас будет ребёнок

Обозревая свежую почту, главный редактор посчитал нужным остановиться на...

Спасение Базилики

В древней венгерской столице городе Эстергоме на южном высоком...

Старый Тирасполь в новом качестве

Есть круг людей, которых не нужно убеждать в том,...

Арфа, завёрнутая в газету

Нет и не может быть ничего в исторической науке...

Архив