Начиная статью, журналист должен обозначить проблему по классическому принципу дедукции: от общего к частному. Но попробуем пойти другим путем, оттолкнемся от конкретного примера. И поскольку разговор предстоит на тему волонтерства, а именно: общественной роли зоозащитников, пример будет из этой области.
Итак, зима, минусовая температура, причем порядочно. Вечером после работы мы идем по набережной и замечаем котенка. Укрыться ему негде. Да он нигде и не укрывается, просто замерзает. По всей видимости, его выбросили, рассчитывая, что кто-нибудь сердобольный подберет. Ваши действия? Конечно, можно представить: минут через пять резко начнет теплеть, весна не за горами. Или что следом пройдет кто-то менее занятый, чем вы, у кого больше жилплощадь и нет попугая. Словом, можно заставить поверить себя в то, что удача улыбнется несчастному каким-то образом, но без вас. А если и не улыбнется – мало ли на свете бездомных котят. И сколько бы вы их не подбирали, всё равно будут. Да, теоретически, в смысле проблемы, набросанной на холст широкими мазками, всё это так. Но с этим-то конкретным, на набережной, что делать? С самим собой, который прошел мимо.
Так вот, если коротко, волонтеры – это те, кто не проходит. Да и не в волонтерстве дело. Никто таких людей специально не мобилизует, не убеждает, что быть добрым хорошо, а черствым, циничным – плохо.
Первично всегда веление сердца. Это уже на следующем этапе, да и то лишь в последние годы, начинается консолидация зоозащитников. Без консолидации никак. В своей квартире уже тесно даже котам. Знакомых, не осчастливленных Васькой или Пушильдой, тоже, вроде как, не осталось. Всё! Под завязку. Тут-то и приходят на выручку единомышленники, у которых, правда, такая же, как правило, беда. Подключаем соцсети. Но если «лайкнуть» милашку не так сложно, то решиться взять… А подумать, и правда, следует основательно, чтобы не стать ещё одним звеном в цепочке преступлений. Ведь как-то так сложилось, что, наигравшись, мы позволяем себе отказать наскучившему питомцу в опеке. И хотя все знают об ответственности «за тех, кого приручили», но поступают иначе. Что уж говорить об ответственности в юридическом смысле.
Причем необходимая законодательная база есть. Есть соответствующие статьи Уголовного и Административного кодексов, ветеринарные правила, положения, принятые на муниципальном уровне. Но есть и какое-то поверхностное отношение к теме. Дескать, и поважнее дел хватает, чем разбираться, кто лишил крова Барсика или Мухтара. Жил-был пес. Стар стал. Ну его и выгнали.
Вот и укоренился такой подход, результатом которого становится человеческое предательство (сначала даем надежду, потом – выбрасываем) со всеми вытекающими, а именно: отчаянной борьбой за существование на улице.
Активисты зоозащитных организаций пытаются переломить ситуацию, добиваются взаимопонимания на всех уровнях, привлекают внимание к теме, обращая внимание на роль человека во всей этой истории. Так как сама формулировка «бездомное животное» предполагает, что дом у него когда-то был или должен быть, по определению.
Нельзя не заметить, что в авангарде общественного движения в защиту братьев наших меньших стоит город Бендеры. Таким образом, наши Бендеры первые не только в плане развития туризма, как «культурная столица», горячо любимая творческими людьми, но и как город, в котором первым в Приднестровье был создан приют для бездомных животных. Здесь же сформировалось ядро волонтерского движения.
Известный активист Дмитрий Белоусов возглавляет альянс защитников животных. Его хорошо знают все волонтеры. Дмитрий помогает отлавливать бродячих собак, лечить их, находить хозяев, стерилизовать. Он активно участвует в медийном обсуждении проблемы, взаимодействует с профильными службами и местными властями. Общественник убежден: в современном мире нельзя апеллировать к жестокости. В соотечественниках, особенно в подрастающем поколении, необходимо формировать подлинно гражданское отношение к месту, где живешь. Зоозащита – урок добра, пример цивилизованного отношения к тем, кто не может обойтись без нашей помощи. Дмитрий категоричен: отстрел бродячих животных – негуманный и притом крайне неэффективный метод. Уже хотя бы потому, что «стреляли десятилетиями, а проблема осталась». Напротив, если не подходить однобоко, устранять корень проблемы, а не бороться с её проявлениями, ситуация изменится, считает активист. Достаточно добиться согласованных действий тех, кто будет применять к нерадивым владельцам административные меры (как, скажем, к нерадивым водителям на дороге), и тех, кто будет забирать с улиц бездомных кошек и собак, стерилизовать их.
Надо признать: отношение в обществе к теме стерилизации неоднозначное. Кто-то считает, что проблему таким образом не решить. И здесь можно согласиться, так как, действительно, пока одни стерилизуют, а другие заводят и выбрасывают, камень с мертвой точки не сдвинется. Итак, нужен комплексный подход. Кто-то же исходит из чувства сострадания – не хочет причинять животному боль. Однако в последнем случае возразим: топить котят, стрелять или травить собак – жестокость куда большего масштаба.
Волонтер Любовь Лаптеакру говорит, что человек предпочитает не знать о судьбе брошенного им живого существа, утешая себя мыслью, что «всё как-то само собой образуется». Увы, жизнь не дает нам такой уверенности. Буквально на днях Любовь Пантелеевна заметила на остановке возле своего дома котенка. Он привлек её внимание тем, что, когда мимо проходил мужчина с тростью и чуть не наступил на него, котенок не сдвинулся с места. Оказалось, у него глаза покрыты коркой гноя, сам он был предельно истощен. Женщина повезла найденыша к ветеринару (для волонтеров это совершенно нормальная практика – лечить, кормить, стерилизовать бездомных животных за свои деньги. – Прим. авт.), но тот уже не смог его спасти. Ослепший от инфекции, он слишком долго не мог найти ни воды, ни пищи. А поскольку Любовь Пантелеевна раньше котенка на остановке не видела, скорее всего, его просто подбросили, причем уже больным.
Ещё один респондент – совсем юный волонтер из шестого класса Бендерской гимназии №1 Александра Вакула. Саша говорит: «Любить, опекать животных никто не учил». Просто она такая сколько себя помнит. С удовольствием приходит в бендерский приют. Как поняла, животным нужны не только пища, вода, но и забота, внимание, ласка. Такое чувство, рассказывает Александра, что они связаны с человеком, и ждут от нас ответной любви.
Да, животные отличаются от людей. Они руководствуются инстинктами, зависят от нас уже потому, что мы сами ввели их в наш мир, приручили, одомашнили. Иными словами, четвероногие являются заложниками ситуации, созданной человеком. К примеру, многие животные уже попадают на улицу с искалеченной жестоким обращением психикой.
Бендерский приют для бездомных животных (Центр помощи) функционирует с 2010 года. Кому-то он нравится, кому-то нет. Но факт остается фактом: здесь свою любовь живым существам бескорыстно дарят люди, волонтеры. Никто не платит им за работу. Просто для них добро – не абстракция, не заявление о намерениях, не тема досужих разговоров или предвыборной риторики.
В приюте можно увидеть как совершенно здоровых животных, так и сбитых машинами, пострадавших от издевательств или родившихся с патологией. Так, всеобщая любимица Лапушка, довольно крупная собака с выразительными глазами, волочит по кафельному полу искривленные задние конечности. Говорят, такой родилась.
Лариса Терентьева, волонтер Центра помощи, лет пять назад узнала о приюте, заинтересовалась. Теперь знает судьбу каждого обитателя. Говорит, неправда, что у нас мало неравнодушных. Вот, например, иногда водители, сбившие на дороге собаку, сами возят по ветеринарам, очень переживают. То есть люди сознают ответственность за содеянное и именно в силу этого остаются людьми.
В приют помогать, ухаживать за животными, кормить, убирать приходят самые разные люди. Работа для всех найдется. Детям, подросткам разрешают погулять с собаками. Многие ребята воспринимают это как отдушину, поскольку родители не разрешают завести питомца дома.
По мнению Ларисы Терентьевой, отношение в обществе к бродячим животным постепенно меняется. Просто нужно говорить с людьми, доносить информацию, показывать, в первую очередь подрастающему поколению, что есть и другие пути, другие жизненные приоритеты, вот тогда и градус ответственности возрастет.
Заметим: направления работы волонтеров могут быть различными. Кто-то регулярно ходит убирать мусор в лесу (который другие не перестают разбрасывать). Кто-то помогает представителям старшего поколения, оказывает помощь тяжелобольным. Так и должно быть. Важно, что во всех случаях выбор абсолютно добровольный, что совершается он по велению сердца. И хотя в армии шутят: «Инициатива наказуема», все же, как представляется, инициативу, способную изменить ситуацию в лучшую сторону, воспитывающую в человеке человека, нужно поощрять.
Волонтера всегда легко отличить от обывателя. Волонтер не скажет: «Это не моя проблема», «Меня это не касается». Волонтер говорит: «Это волнует и тревожит меня», «Я считаю это важным и не намерен оставаться в стороне».
Николай Феч.