Что Стёпка Козлов – закоренелый вор, ни у кого сомнения не вызывало. Уже никто не помнил, когда проштрафился Стёпа, что у кого украл, но все знали, что если что-то у кого-то пропадёт, то виноват Стёпа – а кто ж ещё?
Если пропажа нашлась, никто не спешил извиняться перед мальчишкой – ещё неизвестно, как пропажа вернулась на место!
Стёпа даже списать у одноклассников ничего не мог, хотя этим пользовались многие: а для чего тогда в классе отличники? Как-то на контрольной по математике заглянул Стёпка в тетрадь соседа – отличника Гриши Сафонова, сидевшего с ним за одним столом, а математичка тут как тут: «Воруешь интеллектуальную собственность, Козлов?». И все засмеялись, а Стёпка только покраснел, так что веснушки исчезли, и втянул шею, как будто захотел стать невидимкой и раствориться в воздухе, чтобы не слышать хихиканье одноклассников. Пришлось ему самому корпеть над учебниками – списать-то всё равно не получится.
В самом конце учебного года классная руководительница ушла в декрет, и ей на замену прислали новенькую «англичанку» Римму Петровну. То, что к Стёпе Козлову одноклассники относятся с неприязнью, она заметила сразу. Мальчик смотрел исподлобья, был неухожен, одет скромно, если не сказать – бедно. А тут ещё насмешки и издёвки по поводу и без….
Навестив семью Козловых, она поняла весь драматизм ситуации: семья была неблагополучная, достаток – ниже среднего, родителям было не до воспитания сына.
А тут и каникулы подоспели. Решила Римма Петровна вывезти свой класс в Строенцы, на детскую турбазу. И хоть её и отговаривали, взяла с собой и Стёпу.
Хорошо в Строенцах! Здание турбазы просторное, есть где после экскурсий и походов на ночлег устроиться – и кровати есть, и постельное белье, есть где и обед приготовить. Из дома взяли продукты, осталось только хлеб прикупить.
Из всех своих подопечных Римма Петровна выбрала для этого ответственного дела Стёпу: «Сходи в магазин, купи хлеб. Деньги возьми в моём кошельке – в моей красной сумке, в раздевалке».
И дети, и напарница-учительница Галина Трофимовна в недоумении переглянулись, а Стёпа опешил и покраснел, как рак: «Я?».
– Да, да, ты. Возьми там денег на десять буханок хлеба, пакеты побольше выбери, и иди в магазин. Донесёшь столько хлеба?
– Я… Конечно, я донесу! А можно, я с кошельком в магазин пойду?
Такой наглости Галина Трофимовна не стерпела:
– Ишь, чего выдумал! Кто ж тебе столько денег доверит?
Римма Петровна осадила напарницу:
– А в чём дело? Пусть берет кошелёк. Иди, Стёпа…
Через минуту Стёпа скрылся с глаз опешивших от неожиданности одноклассников, один из которых даже покрутил пальцем у виска – не мог понять поступка учительницы, и всё ходил взад-вперёд: «Ну учудила наша Римма Петровна! Прощай, денежки! Теперь будем палец сосать…».
Полчаса отсутствия мальчишки для Риммы Петровны казались вечностью, хотя она вида не подала. И вдруг к зданию турбазы подкатил синий «жигулёнок», а из него вышел сияющий Стёпа: «Хлеба много, таскать тяжело, и вот я и попросил товарища, чтобы подвезли. Спасибо, что не отказал!». И такой он был уверенный и радостный, даже вроде как ростом выше стал…
Сдачу вернул все до копеечки. А что касается кошелька, то Стёпа потом, у затухающего костра, когда все ребята после ужина пошли играть в «штандер» (была такая игра), объяснил учительнице: «Не мог я кошелёк оставить после того, как взял оттуда деньги. Может, кто-то назло мне вытащил бы оттуда десятку, и как бы я доказал, что это не моих рук дело? Я один раз своровал у знакомого пацана фонарь с музыкой – хотел посмотреть, что это такое, и даже хотел вернуть. Но меня застукали, когда я слушал музыку, и намертво приклеили ярлык «вор». Так я и жил последние два года. А вы поверили в меня и дали шанс вернуться к нормальной жизни. Вы даже не знаете, что вы со мной сделали – я доказал, что я хороший и мне можно верить!».
В глазах у Стёпы блестели слёзы, и блики костра отражались на мокрых щеках мальчишки…
С тех пор прошло много лет. Стёпа после окончания института работает главным специалистом на одном из крупных предприятий в России, но, приезжая на родину, никогда не забывает навестить классную руководительницу. Приезжает с подарками, угощениями, а однажды подарил Римме Петровне кошелёк – красивый, кожаный, с множеством карманов и золотым тиснением. И каждый понимал, что это не просто сумка для денег, а нечто большее, символичное и важное.
Кошелёк как символ доверия и надежды, символ возрождения человека.
Анна КОЛЬЦОВА.
- Имена и фамилии персонажей изменены по этическим соображениям.