Семейная история о том, как тесть начал разводить голубей, передается из уст в уста. В селе он был в экзотическом хобби первопроходцем.
Первую пару сизокрылых птах Мефодию Саввичу по большому блату (молодежь, наверное, и слова такого не знает, да и слава Богу) дал знакомый из соседнего села. Как трепетно он относился к первой паре голубей, ведь она должна дать потомство. За них тесть переживал больше, чем за коров и бычков, которых выращивал на продажу, чтобы хоть как-то поддержать хлипкий семейный бюджет рядовых колхозников. Одну, но пламенную страсть он всю жизнь разделял между голубями и лошадьми. Последние, правда, были объектами его профессиональной деятельности, голуби же – занятием для души.
Он даже не разрешал домочадцам вытряхивать комнатные коврики в ходе уборки, в то время когда голуби прилетали кормиться. Специально кормить их не было никакой надобности – птицы всегда находили в домашнем хозяйстве что поесть. Особенно после кур, которые склевывали только крупные зерна пшеницы или кукурузы. Даже когда я приехал свататься к будущей супруге, обычная в таких случаях прибаутка о «купце и товаре», обращенная к сватам, трансформировалась у будущего тестя в такие слова: «У нас есть красивая голубка, показывайте своего голубя».
Как красиво они летали! Круг за кругом, все выше и выше. Ну точь-в-точь, как в известном фильме «Любовь и голуби». И в семье тестя супруга не поощряла увлечения райлянского Васи Кузякина, все так же ворчала, как и киношная жена, что, дескать, приходится за ними убирать, а это работа, которой в селе было выше крыши деревенского дома. Зато все члены семьи и гости из города после напряженного трудового дня всегда с удовольствием уплетали за обе щеки голубятину за ужином. Причем в любом виде, под монотонный стрекот сверчка, словно под звуки поэтических строк «тиха украинская ночь, прозрачно небо, звезды блещут». Эх, где все это, скрылось все за далью лет, как тот одинокий парус в тумане моря голубом.
Как только мы приезжали в отпуск, тесть начинал самозабвенно хвастаться последними голубиными приобретениями и достижениями, как он любил шутить, «роста поголовья». Мне же в зной, а крыша чердака в тридцатиградусную жару накалялась донельзя, доставалось чистить их места обитания. Необходимо было аккуратно выметать весь сор и продукты жизнедеятельности птиц. Но ничего не поделать, любишь кушать голубей, люби и убирать за ними.
Со временем голуби в селе появились не только у тестя, многим землякам он и сам отдавал пары в «хорошие руки». Но родоначальником голубеводства в Райлянке все же был он. К нему всегда обращались родственники тех, кто лежал в больнице после тяжелых и не очень операций. Мясо голубей нежное, диетическое, легкоусвояемое, бульон из них просто нектар для больного тела. В таких случаях тесть всегда давал голубей столько, сколько было нужно. Денег при этом не брал, даже если предлагали, говорил: «Соромно цэ».
В принципе, с голубями можно приготовить любое блюдо, которое хозяйки готовят с мясом. Мы предлагаем блюдо, запеченное с картофелем. Предварительно мясо следует обработать, как ту же курицу, – обдать кипятком, ощипать, выпотрошить. Тушки при этом нет необходимости разделывать, поскольку запекать надо будет целиком. Их нужно будет «добрячэ» нашпиговать чесноком и салом, а затем обжарить на сливочном масле. Зажаривать требуется с аккуратностью, на небольшом огне до появления розовой корочки. После этого в тушку заложить кусочек масла, горошину душистого перца, кусочек лука и лаврового листа. Затем выложить предварительно нарезанный картофель и на час в духовку. Первые полчаса противень необходимо накрыть, чтобы мясо не сохло. Соль – по вкусу.
Перед отправкой в духовку допускается добавление в блюдо различных специй, все зависит от индивидуального вкуса. И самое интригующее – подача на стол перед изголодавшими членами семьи. Запах у блюда получается – словами не передать, а мясо очень мягкое, тает во рту.
Александр ЗАВЕЛЯ.