Хотите – верьте или нет, но он изменил мир. То, что он стал многополярным или, как это ещё называют в дипломатических кругах, полицентричным, – личная заслуга этого человека.
Данный факт вынуждены признать даже те, кто противостоял ему на дипломатическом фронте. Евгению Примакову 25 октября исполнилось бы 90 лет. На Смоленской площади в Москве напротив сталинской высотки российского МИДа недавно Путин открывал памятник ему. Но, как сказал в воскресенье в актовом зале Приднестровского госуниверситета его внук, важен не этот монументальный факт увековечения памяти человека, а то, что имя Примакова носит Институт международной экономики и международных отношений Российской академии наук (ИМЭМО), а лучшим будущим дипломатам выплачивают его именные стипендии.
Итак, в воскресенье в Приднестровском госуниверситете прошли «Примаковские чтения», посвящённые 90-летию со дня рождения выдающего дипломата, учёного и политика Евгения Максимовича Примакова. Специально для участия в них нашу республику посетила достаточно представительная российская делегация, в которую вошли представители Госдумы, МИД, ветераны дипломатической службы, преподаватели МГИМО и учёные ИМЭМО РАН.
По словам российского посла в Молдове Олега Васнецова, «Примаковские чтения» в России проводятся уже пятый раз. Затем при участии МИД РФ и Россотрудничества они стали проходить и за рубежом. В Приднестровье впервые. К слову, внук Евгения Максимовича, почти его полный тёзка Евгений Александрович Примаков, – известный российский журналист и телеведущий, а также депутат Госдумы не впервые в Приднестровье. В нижнюю палату Федерального собрания РФ он избирался по Балашовскому округу Саратовской области, к которому был приписан и Тирасполь.
«Евгений Примаков – символ поиска нового справедливого мироустройства» – тема круглого стола, состоявшегося в рамках «Примаковских чтений». В самом его начале Олег Васнецов заметил: «Разговор не только о личности, но и об истории государства, поскольку личность Евгения Максимовича Примакова тесно связана с историей советского и российского государства».
Конечно же, вспоминали на круглом столе и эпохальный разворот правительственного борта над Атлантикой в марте 1999 года, когда, узнав о НАТОвских бомбёжках Югославии, Евгений Примаков с полдороги вернулся в Москву. По мнению российских участников «Примаковских чтений», тогда не просто был развёрнут самолёт, а сделан крутой разворот в российской внешней политике – мир перестал быть однополярным.
Как отметил Евгений Примаков (младший), идеи его деда легли в основу двух последних редакций Концепции внешней политики РФ. Это в первую очередь многополярность мирового устройства, многовекторность внешней политики и следование исключительно национальным интересам. «Мы уважаем интересы других стран, но мы должны в первую очередь преследовать свои интересы», – так вкратце охарактеризовал примаковское дипломатическое наследие депутат Госдумы.
В этом году была издана книга о Евгении Максимовиче Примакове. Три экземпляра переданы председателем Совета ветеранов МИД РФ Валерием Морозовым Приднестровскому госуниверситету. Предисловие к ней написал Сергей Лавров. Нынешний глава российского внешнеполитического ведомства подчеркнул, что является его учеником. В основу книги легли воспоминания лично знавших его дипломатов, как вышедших в отставку, так и продолжающих службу. В книге есть стихотворения Евгения Максимовича. Оказывается, он обладал ещё и литературным даром.
Говоря о Евгении Примакове как о своём учителе, директор Центра европейских исследований МГИМО МИД РФ Николай Грибин обратился к студентам Приднестровского госуниверситета со словами: «Ищите учителей! Набирайтесь у них мудрости, знаний и опыта». Преподавателям университета он посоветовал: «Столь же трепетно относитесь к тем, кто идёт за вами, как это делал Евгений Максимович».
Мы знаем его как руководителя российских Службы внешней разведки, МИД, Правительства и Торгово-промышленной палаты. Люди более старшего поколения наверняка помнят Евгения Примакова и как журналиста, долгие годы проработавшего собкором «Правды» на Ближнем Востоке. Но мало кто знает, что выше упоминавшийся, а ныне носящий его имя ИМЭМО РАН – его детище.
Более того, как рассказал на круглом столе руководитель Центра постсоветских исследований этого научного центра Эдуард Соловьёв, Евгений Максимович – основоположник методики ситуационального анализа. С её помощью можно с большой долей вероятности спрогнозировать внешнеполитические и внешнеторговые процессы. За это в советские времена Евгений Примаков был удостоен Госпремии. По словам Эдуарда Соловьёва, впервые примаковская методика была применена после взаимных визитов в 1970 году в Москву и Бонн лидеров СССР и ФРГ. Тогда с помощью ситуационального анализа пытались выяснить, насколько успешным будет развитие отношений между двумя странами.
Ведущий научный сотрудник Центра евроатлантической безопасности МГИМО, эксперт Российского совета по международным делам и Фонда поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова Сергей Маркедонов напомнил о миротворческой деятельности Евгения Примакова на постсоветском пространстве. Особо он при этом подчеркнул, что Евгений Максимович был автором Меморандума о принципах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем. Этот документ, подписанный президентами ПМР и РМ Игорем Смирновым и Петром Лучинским в Москве 8 мая 1997 года, в дипломатических кругах зовётся Меморандум Примакова.
Кстати, его вспомнил уже во время закрытия панельной дискуссии ректор ПГУ им. Т.Г. Шевченко Степан Берил. Он заметил, что до Меморандума Кишинёв препятствовал установлению связей с иностранными вузами. Тот же прописывал, что Приднестровье может самостоятельно устанавливать отношения с зарубежными странами в экономической, научно-технической и культурной сферах.
Но участием в круглом столе в госуниверситете пребывание российской делегации в Приднестровье не ограничилось. В тот же день в Доме официальных приёмов состоялась встреча с руководством Верховного Совета и МИД. «Мы встретились с достаточно высоким с экспертной точки зрения составом российской делегации, – прокомментировал итоги встречи Председатель Верховного Совета Александр Коршунов. – В ходе диалога мы акцентировали внимание российских коллег на актуальных для Приднестровья вопросах, которые мы регулярно озвучиваем на международных встречах, на международных площадках. Со своей стороны представители российской делегации теперь уже на экспертном уровне в России будут обсуждать нашу информацию и стараться находить варианты решения вопросов, озвученных нами в ходе встречи». Обсуждался весь спектр проблем, сложившихся во взаимоотношениях между Приднестровьем и Молдовой. «Мне очень жаль, что такие острые моменты, которые касаются гуманитарных аспектов, жизни людей и их интересов, могут использоваться в политической борьбе. В том числе, учитывая тот тяжелый политический кризис, который сейчас в Молдове… Было бы хорошо, если бы в Кишиневе поняли, что блокировать счета приднестровской стороны, создавать проблемы для Приднестровья не в интересах Кишинева. О каких надеждах на реинтеграцию можно говорить, когда резкие и неоправданные решения осложняют жизнь людей, которые живут в Приднестровье», – заметил в интервью журналистам депутат Госдумы Евгений Примаков.
Обсуждались и некоторые вопросы российско-приднестровских отношений. В частности, речь шла о возможности получения гражданства России жителями нашей республики, родившимися после 1992 года, об использовании материнского капитала внутри Приднестровья и получения приднестровцами полиса медицинского страхования.
«Я являюсь сторонником того, что русскоговорящие и русскоязычные люди должны иметь возможность получения российского гражданства. Но мы помним, как трудно шли поправки в российское законодательство, которые касались русскоязычных людей на востоке Украины. Только после вмешательства Президента эти поправки были внесены. Мы рассчитываем на то, что постепенно мы добьемся того, чтобы эти поправки в законодательство были расширены», – сказал по поводу проблемы с гражданством российский парламентарий. Прорабатываются, по его словам, и решения по двум другим вышеозначенным вопросам. «Нам важно знать и понимать, чем мы можем помочь. Россия не бросает Приднестровье», – подытожил Евгений Примаков.
Александр Никитин.
Фото: www.vspmr.org