1.5 C
Тирасполь
Суббота, 23 ноября, 2024

Популярное за неделю

Мой легендарный родственник

Творческий конкурс «Зажигаем звёзды» всё больше вызывает интерес у...

«Париж по тебе плачет»…

Анастасии Белоконь двадцать один год. Девушка оканчивает учёбу на...

Поздравление с Днём работника отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Уважаемые работники отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности! Поздравляю...

Ситуация на местах

В ходе селекторного совещания с руководителями органов государственной власти...

Когда заканчиваются войны

Весна 1992 года. Григориопольский район, посёлок Маяк, чьим градообразующим предприятием стал самый  мощный в СССР телерадиоцентр. Почти полтора года как волеизъявлением народа образована Приднестровская Молдавская Республика.

Это время хорошо помнит Виктор Петрович Салтыков-Краюшкин, житель Маяка. Ему, сыну фронтовика, который участвовал в Ясско-Кишинёвской операции, освобождал этот край от немецко-румынских оккупантов, отец не раз рассказывал о событиях Великой Отечественной войны.

Горячий патриот юной республики, он с начала 90-х всё время находился в гуще событий, ездил в Григориополь на митинги, развенчивал националистические россказни о якобы советской оккупации Молдавии… Впрочем, большинство земляков и так неплохо разбиралось в происходящих событиях. А уж когда в марте 1992 года молдавские вооруженные подразделения провели несколько боевых операций против сил самообороны ПМР в районе Дубоссар, и в Приднестровье началось формирование батальонов народного ополчения, Виктор Салтыков-Краюшкин в числе 20 маякцев пошёл туда записываться.

В этой войне ополченцы сыграли ведущую роль. На тот момент они были ещё слабо вооружены. Подразделения Молдовы при этом были лучше подготовлены и более многочисленны. Однако преимуществом ополченцев были мужество, бесстрашие и осознание защиты своего дома и своих семей. Большую роль, по словам Виктора Петровича, в подъёме морального духа гражданских людей, оказавшихся по воле судьбе в окопах, стали донские и кубанские казаки, прибывшие на помощь Приднестровью. «Они не кланялись пулям, – вспоминает Виктор Петрович. – И вообще были отчаянные ребята».

От Григориополя до села Роги была построена сплошная линия обороны. После ряда взаимных рейдов и стычек стало понятно, что преимуществом не обладает ни одна из сторон, и положение более-менее стабилизировалось. В районе сел Кошница, Погребы, Дороцкое, Кочиеры и Роги началась самая настоящая окопная война, продолжавшаяся несколько месяцев.

Жители Маяка вместе с другими ополченцами держали оборону на левом фланге у села Дороцкое. Здесь задача стояла одна – не пропустить. Каждодневные перестрелки были обычным делом. На стычки, провоцируемые опоновцами, старались не реагировать, но не всегда это получалось, поэтому были и раненые, и даже убитые. Особо опасным фактором оставались снайперы, они стреляли во всё, что двигалось. На той стороне, по воспоминаниям Виктора Петровича, не заботились об опасностях, подстерегающих мирных жителей. Мины тыкали повсюду и совершенно не контролировали опасные зоны. Нередко туда забредали местные жители и, как правило, подрывались. А вытаскивали их и спасали, оказывая первую помощь и отправляя в больницу, наши ополченцы.

Этот клочок обороняемой территории на урочище Бойня был прозван Мустангом. Слово стало одним из позывных подразделения и сразу вошло в обиход. Так это место до сих пор и называют между собой бывшие ополченцы.

Из той героической двадцатки пятнадцать уже ушли в мир иной. Но память о них посёлок бережно хранит. Слово «патриотизм» здесь не пустой звук. В нынешнем году в Маяке уставлена памятная плита в честь погибших и умерших защитников Приднестровья. Оформлен альбом с именами, фотографиями участников боевых действий, в здании администрации на видном месте расположен стенд с фотографиями погибших земляков. Именем маякца Романа Сергея назван волейбольный турнир, ежегодно проводимый в посёлке.

В дни войны, оказавшись в окопах бок о бок с казаками, прибывшими на помощь Приднестровью, Салтыков-Краюшкин проникся духом их отважного братства и, по сути, стал одним из них. После, пройдя верстание, организовал в Маяке станицу. По словам главы администрации Маяка Елены Петровны Григорук, посёлок под надёжным присмотром. Казаки своё дело знают.

Кстати сказать, часть тех кубанцев и донцов, что прибыли на помощь Приднестровью, осталась и до сих пор проживает в нашем краю. «В те годы  это были молодые хлопцы, – рассказывает Виктор Петрович. – А здесь у нас столько красивых девчат! Переженились, семьями обзавелись и трудятся в Григориопольском районе». По крайней мере с тремя из них – Романом Кузнецовым, Андреем Фисенко, Андреем Афанасьевым – Салтыков-Краюшкин связи до сих пор не теряет.

Время стирает лица и события, уводит в иной мир их участников и очевидцев… Рождаются и вырастают новые поколения, для которых события конца прошлого века хоть и недалёкая, но всё же история. Не следует о ней забывать, иначе всё может повториться. И уж если война постучалась в дом, то она не оставит в стороне никого. Так случилось и у Виталия Григорьевича Софронова. Он не был участником боевых действий, но встал на защиту республики на другом, не менее важном участке, хотя, наверное, мог бы этого не делать.

В. Софронов

С момента провозглашения ПМР республика, по сути, оказалась в осаде. В частности, перекрывались каналы связи и вещания. А уж когда начались боевые действия, то эфир начали глушить «по полной». Сейчас уже никто не скажет, откуда директор радиоцентра Иван Петрович Ангелов привёз две радиостанции для осуществления локальной оперативной связи. Она была как воздух необходима обороняющейся республике. Но, как оказалось, работать на них было некому. Виталий Софронов, бывший культработник, а потом монтёр связи радиоцентра, узнав о дефиците специалистов, пришёл сам. Он знал, что надо делать, поскольку это была его воинская специальность, полученная в армии. Таких добровольцев нашлось ещё несколько человек. Радиостанции были передвижными и назывались командно-штабными машинами. Дежурили круглосуточно, выезжая  в разные точки и обеспечивая связь и поступление оперативной информации Григориопольскому, Дубоссарскому и Тираспольскому военкоматам. Именно там принимались главные и ответственные решения во время противостояния и военных действий.

Сам Виталий Григорьевич считает это обычной работой. Возможно, с позиции сегодняшних дней так и покажется. Но надо знать обстановку того времени, когда даже моральная поддержка республики с точки зрения молдавских властей причислялась к преступлению…

Как известно, благодаря вмешательству российского генерала Александра Лебедя в приднестровский конфликт война вскоре закончилась.

«Вчера закончилась война.
Она была не мировая,
В пределах небольшого края.
Но эта разница большая
Солдатским вдовам не видна».

Вера СЛАВИЧ, п. Маяк, Григориопольский р-н.

На фото: В. Салтыков-Краюшкин у мемориальной плиты.

Фото Виктора Громова.

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

У вас будет ребёнок

Обозревая свежую почту, главный редактор посчитал нужным остановиться на...

Спасение Базилики

В древней венгерской столице городе Эстергоме на южном высоком...

Старый Тирасполь в новом качестве

Есть круг людей, которых не нужно убеждать в том,...

Арфа, завёрнутая в газету

Нет и не может быть ничего в исторической науке...

Стать глубже на спектакль

Побывав на премьере спектакля народного драматического театра в бендерском...

Архив