Для любителей статистики: примерно два с половиной часа и около тридцати вопросов. Такой была предновогодняя пресс-конференция Президента Вадима Красносельского. Затронуты практически все области жизнедеятельности нашего государства – от внешней политики до тротуарной плитки.
Кстати, глава государства заметил, что ждал «плиточный вопрос», потому что эта тема в соцсетях отодвинула на задний план проблему возможного отключения (в случае, если Россия и Украина не смогут договориться) газа. Газовая тематика тоже звучала в вопросах журналистов. «Газ будет», – кратко ответил Президент, а потом напомнил, что поздней ночью в Берлине закончились переговоры между руководством «Нафтогаза» и «Газпрома». При этом он добавил, что приднестровские власти не сидели сложа руки. Был разработан план, согласно которому, в частности, котельные переводились бы на жидкое топливо. Опасность остаться без газа республику миновала, но план на случай дальнейшего осложнения отношений между Киевом и Москвой у нас уже есть. А они, как показывает вся постсоветская история, достаточно непредсказуемые. К слову, если не будет, как это принято называть в дипломатии, внешних вызовов, то с апреля поднимут зарплаты работникам бюджетной сферы. Под внешними вызовами в первую очередь понималась газовая проблема, а также возможность незаключения Молдовой контракта с МГРЭС. Электроэнергия – важнейшая статья нашего экспорта. Срок действия предыдущего договора истекает как раз 1 апреля.
Что же касается главной внешнеполитической темы – переговорного процесса с Молдовой, то Вадим Красносельский отметил, что по сравнению с двумя предыдущими годами, когда Молдова подписывала соглашения с Приднестровьем в разных сферах и частично их исполняла, в нынешнем году Кишинёв вошёл в период неисполнения своих обязательств. «Появился какой-то крен в сторону неисполнения взятых на себя обязательств, стремление приостановить переговорный процесс и в дальнейшем, может быть, разрушить формат «5+2». Я рассматриваю в этом умысел молдавской стороны», – заметил по этому поводу Президент. Он напомнил об отказе молдавской стороны от подписания итогового протокола встречи в формате «5+2» в Братиславе, прошедшей 9-10 октября. Впоследствии переговорщики от Кишинёва не только не поставили свои подписи под этим документом на состоявшейся следом Баварской конференции по укреплению мер доверия, как ожидалось, но и внесли в повестку дня доселе не фигурировавшие вопросы. Причём это были изначально неприемлемые для Приднестровья предложения. «В Братиславе обсуждается протокол. После этого проводятся расширенные встречи с участием Президента Молдовы – дополнительных вопросов с молдавской стороны ни тогда, ни в Братиславе не было озвучено. И вдруг в Баварии Молдова включает в протокол так называемый налоговый вопрос, то есть предлагает гармонизацию налоговых систем Приднестровья и Молдовы. Это политическая провокация. У нас есть своя налоговая система. 30 лет мы работаем по своим правилам и по своим законам… Это абсолютная провокация и популизм. Они понимают, что мы никогда не пойдем на такие условия. Поэтому рассматриваем действия молдавской стороны как умышленно неконструктивные», – заявил глава государства.
Ещё один вопрос из области внешней политики касался складов боеприпасов в селе Колбасна. После посещения Приднестровья министром обороны России Сергеем Шойгу в молдавских политических верхах началось муссирование на все лады этой темы. В связи с этим Вадим Красносельский заявил: «Наблюдается стремление некоторых политиков политизировать вопрос и использовать политические дивиденды в свою пользу. На самом деле, данный процесс – внутреннее дело Приднестровской Молдавской Республики и Российской Федерации. И только. Все остальные могут понаблюдать. Любое участие допустимо только с нашего разрешения. Только мы вправе разрешить либо запретить. Это наше внутреннее дело. Подобные заявления никак не будут влиять на процесс».
Было несколько вопросов, касавшихся отношений Приднестровья с Россией. В частности, журналистов интересовало, почему приостановлена постановка в очередь на получение российского гражданства в выездном консульском пункте в Тирасполе.
Последний вопрос на момент проведения пресс-конференции стал неактуальным – работа пункта была возобновлена 20 декабря. Правда, это не снимает остроту проблемы. «Почему временно был приостановлен прием заявлений на получение гражданства? Причина в том, что якобы был исчерпан лимит на 2019 год. Они приняли столько заявлений, сколько могут обработать. Если у человека есть основания на получение гражданства Российской Федерации, его не должны ущемлять в этом праве…Многие задают вопрос о том, сколько граждан ПМР хотят получить российский паспорт. Кто может ответить на данный вопрос? Ответ лежит на поверхности – 97%. Именно столько приднестровцев высказалось за независимость республики с дальнейшей интеграцией с Российской Федерацией. 97% наших граждан считают себя соотечественниками с россиянами и желают получить паспорт России», – подчеркнул Президент.
Уже в самом конце пресс-конференции глава государства заметил: «Удобство проживания в республике зависит не от геополитических игроков, а от нас с вами. Не надо ссылаться на внешний фактор, надо иметь его в виду. Надо работать так, чтобы мы сохранили мир, безопасность и правопорядок, хорошую экологию, исполняли социальные обязательства и развивались. Это главное. И это зависит от нас… Признание будет, в этом не сомневайтесь. Признают сильных и самодостаточных, прозрачных и демократичных. Эта составляющая зависит от нас, от нашей работы. Мы должны быть готовы к признанию». Стремление к международно-правовому признанию является одной из государственных идей нашей республики, заявленной в Стратегии развития на 2019-2020 годы. Кстати, Президент отверг иногда использующийся у нас наряду с другими странами термин «национальная идея». Одной из государственных идей, кстати, и является построение многонациональной общности «приднестровский народ». «В Стратегии Приднестровья мы четко обозначили нашу государственную идею. Прошу обратить внимание: государственную, не национальную. Один из пунктов государственной идеи говорит о дальнейшем укреплении общности «приднестровский народ», куда входят многие народности и национальности со своей культурой и языком. Это и есть наша государственная идея, – сказал на сей счёт Вадим Красносельский. – Создание общности «приднестровский народ». И она создана. Всем сомневающимся я хочу задать вопрос: как назвать проживающий в Приднестровье народ, где есть какой-то процент молдаван, русских, украинцев, евреев, гагаузов, немцев, поляков, болгар – представителей 72 национальностей и народностей? Молдавским народом? Нет. Русским? Тоже нет. Украинским? Тоже не подходит. Приднестровским – ответ сам напрашивается».
Говоря о многонациональности приднестровского народа, Президент особое внимание заострил на развитии в республике образования на молдавском языке. «Если бы не Приднестровье, не было бы молдавского языка. Вдумайтесь. Молдова – единственное в своем роде государство: называется «Молдова», но не имеет истории Молдовы, есть лишь история румын. Даже не «история Румынии», а именно «история румын» и румынский, а не молдавский язык, – сказал Вадим Красносельский. – Они украли у своего народа родной молдавский язык».
Как подчеркнул глава государства, Стратегия развития Приднестровской Молдавской Республики на 2019-2026 годы – расширенная и детализированная его «Народная программа», в которой одной из основных целей заявлено построение социального государства с рыночной экономикой. Именно социальной сфере и была посвящена большая часть пресс-конференции. В частности, речь зашла об использовании средств Фонда капитальных вложений. «У нас в Приднестровье 158 школ, 156 детских садов. Есть специализированные учреждения, больницы, клиники, инфраструктура – сельская и городская. В 2017 году в результате ревизии всех объектов, которые я обозначил, мы пришли к выводу, что ресурс, который достался нам от советской власти, к сожалению, истек, – заметил Вадим Красносельский. – Время берет свое, оно разрушает. Многие объекты стали неудобны в использовании. Эти денежные средства мы могли бы потратить на что-нибудь иное. Но так продолжаться больше не может. Мы не можем направлять наших детей в детский сад, в котором течет кровля, где удобства на улице, а в пищеблоке царит антисанитария и отсутствуют элементарные условия для приготовления пищи, где во дворах горбатый асфальт, которому уже 50 лет». За два последних года, по словам Президента, было отремонтировано и заново построено 38 медучреждений, 34 детских сада, 65 школ, 10 Домов культуры, 51 социально-коррекционное учреждение. В следующем году планируется отремонтировать 22 объекта здравоохранения, 25 школ, 22 детских сада, 6 домов культуры и 14 социально-коррекционных учреждений.
Возвращаясь к теме советского наследства, Вадим Красносельский затронул тему коммуникаций. По его словам, водоканализационные, тепловые и электросети в 2017 году находились в предколлапсном состоянии. Президент напомнил присутствовавшим главам госадминистраций городов и районов, как они заявляли о свыше двухстах порывах на теплотрассах, водопроводах и канализационных сетях в неделю. Сейчас же, благодаря вложениям в сферу естественных монополий, число аварий сократилось в три-четыре раза. «В 2018 году было принято решение о том, что государство возьмет на себя компенсацию финансовых потерь энергоснабжающих организаций. В прошлом году мы заложили на эти цели 80 миллионов рублей, в этом году – уже 140 миллионов рублей. Эти денежные средства идут не только на зарплату. Они идут на капитальный ремонт всех коммуникационных сетей. Это правильно и справедливо», – рассказал Вадим Красносельский.
На пресс-конференции был вопрос и от нашей газеты. Главный редактор Александр Карасёв спросил о том, как можно приостановить миграционный отток. По словам Президента, ситуация не столь катастрофичная, как её обычно рисуют. «Речь идет, к примеру, о школах. В этом году 1 сентября в школы пошли на тысячу двести учеников больше, чем 2018 году, в 2018-м – на тысячу триста больше, чем в 2017 году», – заметил глава государства. Одна из приоритетных задач, которая стоит сейчас перед государством в плане удержания молодых специалистов в республике, – обеспечение их доступным жильём. «Самое главное – то, что мы дали возможность работникам бюджетной сферы приобрести жилье за свою заработную плату – благодаря небольшой стоимости и возможности получить кредит в рублях ПМР на десять лет, – сообщил Президент. – Человек, который приобрел жилье, выплачивает кредит без привязки к курсу доллара – от восьмисот до полутора тысяч рублей в месяц. Это прекрасно. Когда я присутствовал на открытии объектов, не сговариваясь, ко мне подошли три бюджетника – сотрудник органов внутренних дел, военнослужащий и бендерская учительница. Они говорили спасибо за то, что им дали возможность приобрести жилье за свою зарплату». Планируется, что в будущем году жильём будут обеспечены порядка двухсот семей работников бюджетной сферы.
А что касается пресловутой плитки, которая так волнует завсегдатаев социальных сетей, то, по словам Президента, это чистая экономия средств. Тротуарная плитка стоит гораздо дешевле асфальта. Он производится на основе битума. А его приходится импортировать…
Александр Никитин.
Фото: www.president.gospmr.org
Фото: www.novostipmr.com