В марте 2018 года Правительство утвердило «Концепцию административной реформы в ПМР на 2018-2020 годы». Что это за концепция, для чего и что сделано за это время, говорит один из тех, кто эту реформу воплощает в жизнь, – заместитель Председателя Правительства Станислав Касап.
– Станислав Михайлович, как понимаю из самого документа, речь идет о создании «электронного правительства»?
– Не только. Сама административная реформа подразумевает намного больше, чем просто «электронное правительство». Да, это один из базовых элементов, и современные технологии способны значительно упростить, ускорить многие административные процедуры. И расходов становится намного меньше – ведь уже не нужно возить тонны бумаг между ведомствами. На той же распечатке документов экономятся немалые деньги. Это если говорить о бюджете. А для граждан какие-то госуслуги (справки, лицензии, разрешения) становятся бесплатными просто потому, что их не нужно распечатывать или перепроверять.
Вообще, по словам Станислава Касапа, работа ведется по 7 основным направлениям, и по каждому из них созданы рабочие группы из представителей органов власти, общественности и бизнеса. Вот эти направления: государственная гражданская служба (совершенствование законов и подзаконных актов о противодействии коррупции и повышении профессионального уровня госслужащих); совершенствование контрольно-надзорной деятельности (в том числе, например, закрепление права Правительства утверждать перечни документов, которые могут быть затребованы контролирующими органами при проведении проверок); аутсорсинг – процесс передачи некоторых административных и управленческих процессов сторонним организациям – экспертам в данной области (примерно как в России, где организация питания военнослужащих осуществляется негосударственными организациями); собственно «электронное правительство»; досудебное обжалование действий чиновников; открытость государственных органов (уже утвержден Перечень информации, размещаемой в Интернете, о деятельности исполнительных органов государственной власти, руководство которыми осуществляет Правительство) и, наконец, саморегулируемые организации.
Разумеется, говорить об успешном завершении преобразований еще рано. Но результаты уже есть.
– А можете на каком-то конкретном примере пояснить, как это все касается рядовых граждан?
– Вот была такая справка о наличии личного подсобного хозяйства. Многим получение этой справки казалось излишне забюрократизированным. Мы приняли новый порядок, теперь эту справку можно получить в местном органе власти по паспорту и документу на домовладение либо земельный участок. И все. А далее мы будем вообще переводить эту справку в электронную форму. Чтобы было так: зарегистрировался человек на портале госуслуг, получил справку, стоит, торгует на базаре. Налоговик подходит, считал телефоном QR-код, проверил по базе – нет вопросов.
В этом и есть суть админреформы – упрощение и самих нормативов, и порядка их выполнения для граждан.
– Прекрасно. Но вот Вы – вице-премьер и не торгуете продуктами на базаре. Откуда Вы знаете, что получить эту справку было сложно?
– Механизмов много. Есть и встречи с общественностью (как раз о сложностях с этой справкой мы узнали на встрече в Рыбнице). Ну и форумы в соцсетях тоже смотрим (улыбается).
– В декабре 2018-го говорили, что в 2019-м все госорганы будут подключены к системе межведомственного обмена данными. Сделали?
– Не совсем. Из 40 органов государственной власти подключены 23, в том числе все госадминистрации городов и районов. Оставшиеся 17 подключим в первом квартале этого года. Причины – чисто технические, там ведь специальное оборудование, которое должно соответствовать требованиям безопасности и так далее. То есть это несколько сложнее, чем дома интернет подключить.
– Видел в одной фирме попытку чего-то похожего. Ввели как бы электронный документооборот. Начальство издает приказ, его распечатывают, сканируют и отправляют по электронной почте исполнителям. Те опять распечатывают, подписывают, что ознакомлены, сканируют и отправляют обратно. В итоге там, где раньше был 1 лист с 5 подписями, теперь 6 листов. У нас как?
– (Улыбается). У нас такого нет, потому что есть электронная подпись. Если я подписал документ, это видят все, кто имеет к нему доступ.
Кстати, работает электронная подпись не только для Правительства. Уже полностью готова нормативная база, создан удостоверяющий центр (на базе «Агропромбанка»), в котором любой заявитель – гражданин или юрлицо, может получить электронную цифровую подпись и использовать ее в дальнейшем в государственных информационных системах, например, на портале государственных услуг.
– О порядке досудебного обжалования неправомерных действий чиновников, персональной ответственности и возмещения ущерба можете подробнее рассказать?
– Уже принят в первом чтении соответствующий законопроект. Он, в частности, устанавливает новый состав административного правонарушения за нарушение досудебного порядка обжалования. По документу, возбуждать дела об административных правонарушениях будет обязан прокурор.
– И как это будет работать?
– Сейчас на портале госуслуг выложено более 390 регламентов. То есть каждый гражданин может посмотреть, что он должен сделать для получения какой-то бумаги, и что должен сделать чиновник. И если этот чиновник нарушает требования регламента (требует лишние бумаги или сроки затягивает), будет нести конкретную ответственность.
– Будет контроль какой-то?
– Уже есть. Буквально на днях наши сотрудники ездили по всей республике. Не сами, вместе с общественниками. И заходили в организации, которые предоставляют госуслуги. То же МРЭО, например. И общались и с гражданами, и с чиновниками – как исполняются распоряжения Правительства о запрете требовать лишние справки. Это, кстати, еще одна форма, как мы получаем информацию с мест.
Закон ПМР «О внесении дополнений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об организации предоставления государственных услуг» и о внесении изменения и дополнения в Кодекс Приднестровской Молдавской Республики об административных правонарушениях» (Распоряжение Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 8 августа 2019 года
№ 646р), принят 13 ноября 2019 года в первом чтении Верховным Советом ПМР. После вступления в силу этого Закона будут приняты нормативные акты Правительства, которые определят органы государственной власти и уполномоченных на досудебное рассмотрение жалоб, а также порядок и сроки их рассмотрения.
А еще год назад шла речь о суровых санкциях для тех чиновников, которые тормозят ход реформы. Пока, как говорят в Правительстве, «справляемся устными замечаниями». Однако уже есть законопроект об административной ответственности бюрократов за нарушение порядка и сроков предоставления государственных услуг, вплоть до дисквалификации. В ближайшее время он будет направлен на рассмотрение в Верховный Совет.
– Возвращаясь к «электронному правительству». Простыми словами, что это, кроме портала госуслуг?
– Для граждан – это минимизация времени и финансовых затрат при взаимодействии с государством. Современная цивилизация, технический прогресс делают просто необходимой эту минимизацию. Идеал – возможность взаимодействия с государством дистанционно, вне зависимости от места положения и времени. Едет человек на работу, заказал справку, пока доехал – она уже у него в телефоне. То есть если когда-то ставилась задача, чтобы можно было «получить все справки в одном окне», то сегодня цель – чтобы вообще в эти учреждения можно было не приходить.
– Примерно, как за коммуналку по Интернету платят?
– Да. И даже больше скажу – мы хотим не только упростить получение справок и прочего, а сделать так, чтобы во многих случаях вообще не надо было заказывать госуслугу. Объединенная база данных.
– Это как?
– Вот, например, человек решил уволиться с работы. Сейчас дают обходной лист – пойди, отметь в военкомате, что ты меняешь место работы. А в идеале он не должен никуда ходить – как только написал заявление, данные автоматически поступают в военкомат. То же самое, если устраивается на другую работу. Вот в этом смысл объединенной базы данных – человеку не нужно никуда носить никакие бумаги, все изменения вносятся сразу и везде.
– Тогда немножко фантастики. Предположим, человека сократили. Если эта система начнёт работать, то он мгновенно и автоматически становится на учет в Центре занятости и ему так же мгновенно начинает начисляться пособие по безработице?
– Теоретически – да. Но должен отметить – этот пример не совсем подходит, потому что постановка на учет как безработного всегда сопряжена с некоторыми условиями. Не каждый увольняемый может автоматически получать пособие, нужно еще соответствовать определенным условиям.
– И как идет работа по «электронному правительству»?
– Как планировалось – по двум направлениям: во-первых, это те меры, которые не видны гражданам, но без реализации которых невозможно говорить об «оцифровке» отношений между государством и гражданином. Это фундамент – создание необходимой нормативно-правовой базы и технические меры, чтобы связать все государственные органы в единое информационное пространство. Второе направление — внешнее отражение фундамента. Сегодня это портал государственных услуг, а в ближайшее время будет создано больше государственных информационных систем, предоставляющих гражданам какие-либо возможности.
– Говорили также о создании «системы передачи знаний, умений и навыков, необходимых для достижения целей реформы». Есть такая?
– Есть. Сейчас это реализовано через семинары и консультации, которые организует госслужба связи. Создан специальный Центр информационных технологий для обучения сотрудников. Кроме того, ПГУ им. Т. Г. Шевченко проводит курсы по повышению квалификации по направлениям «электронного правительства». То есть работа идет комплексно.
Минфин уже разрабатывает ГИС «Электронная отчетность», МСЗиТ в ближайшее время приступит к разработке ГИС «Банк вакансий». Далее в планах – создание Единого реестра населения, который будет первым шагом к поэтапному вводу электронных паспортов. Проект соответствующего закона на текущий момент дорабатывается и в скором времени будет рассмотрен Правительством.
– Как понимаю, если это все воплотится в жизнь, то там, где раньше с бумагами работали 10 человек, теперь будет 1 с компьютером. То есть следует ожидать массового сокращения чиновников?
– Сокращение будет, но не массовое, не одномоментное. Потому что работы достаточно много, а наша цель – сократить не людей, а расходы бюджета на бюрократию, на лишние процессы.
– Ну и традиционный вопрос. В этом году реформа должна быть завершена. Успеваете?
– Должны. Конечно, много мероприятий запланировано на этот год, но мы приложим максимум усилий, чтоб довести до логического завершения начатое. А вообще, когда выполним намеченное, на его базе разработаем новый план. Потому что жизнь не стоит на месте, она постоянно требует адекватной реакции государства.
Сергей ИРОШНИКОВ.