Медицину, как и ЖКХ, не ругает только ленивый. Впрочем, не только у нас. Несмотря на невероятные улучшения в сфере охраны здоровья, произошедшие в мире, начиная с середины прошлого века, до сих пор сохраняется целый ряд проблем, требующих срочного решения. И наша республика не составляет исключение. Нынешний год объявлен в Приднестровье Годом здоровья. Корреспондент газеты встретился с министром здравоохранения Алексеем ЦУРКАНОМ, чтобы получить ответы на вопросы, заданные читателями «Приднестровья».
– Алексей Алексеевич, в каком ключевом направлении развивается медицинская отрасль в ПМР? Где наиболее остро стоят проблемы?
– Последние два года мы много работаем над Концепцией развития здравоохранения, согласно которой приоритет отдаётся первичной сети, то есть медико-санитарной помощи на местах, которую осуществляют участковый терапевт и участковый педиатр. Концепция предусматривает разукрупнение участков и увеличение количества специалистов. Их компетенция должна существенно повыситься и должно появиться больше времени на работу с населением. В конечном счёте, на них в первую очередь ляжет ответственность за здоровьесбережение на вверенном участке.
– Сегодня и в Российской Федерации первичному звену отводится главный приоритет…
– Да, проблемы везде одинаковые, это общемировая тенденция. Понятно, что без стационарной помощи, без высоких технологий и современных методов диагностики и лечения никак не обойтись, но выздоровление 70% заболевших происходит на уровне первичной помощи. Госпитализации подвергаются наиболее сложные случаи. Но такой подход ни в коем случае не ущемляет стационарное звено и оказание помощи непосредственно больницам. В этом году планируется и частично уже приобретено дорогостоящее технологичное медицинское оборудование, под которое отремонтированы и приведены в соответствие помещения ряда стационаров.
– А можно об этом более подробно?
– Очень скоро на базе Республиканской клинической больницы будет производиться эндопротезирование тазобедренных суставов. Уже подготовлена операционная и закуплено оборудование. Соответственно готовятся и кадры. Стажировка ряда приднестровских врачей пройдет за рубежом, и свои первые операции они будут делать под непосредственным патронажем приглашенного из РФ специалиста.
– Так это получается, что замена суставов будет теперь и в Приднестровье производиться?
– Да, переломы шейки бедра и артрозы тазобедренного сустава можно будет лечить дома. Этот абсолютно новый вид медицинской помощи на территории ПМР будет запущен не позже лета 2020 года.
Ещё одно приобретение – эндовидеохирургическая стойка, предназначенная для проведения урологических операций, позволит запустить вид лечения, которого никогда не было в ПМР, – удаление камней почек эндоскопическим методом. Ранее с таким диагнозом пациентов отправляли в Киев или Москву. В ближайшее время эти операции можно будет проводить на площадке РКБ. В этом же году аппаратом УЗИ с кардиодатчиком будет оснащена дубоссарская больница. А для операций на желудочно-кишечном тракте и определения ранней онкологии будут приобретены две видеоэндоскопические стойки, одна из которых предназначена для бендерской больницы.
– Полагаю, здесь заложено внушительное финансирование. А деньги откуда?
– Оборудование дорогостоящее. Одна только урологическая стойка стоит порядка 2,6 миллиона рублей. Расходы покроются из Фонда капитальных вложений в рамках программы по приобретению техники и медоборудования. Также в ближайшие два-три года полностью обновится парк автомобилей «скорой помощи», которые сегодня представляют из себя не просто транспорт для перевозки больного, а технологический комплекс по оказанию первичной помощи. Добавлю также, что в рамках Фонда капитальных вложений у нас ведётся строительство и ремонт 29 объектов по всей республике. Среди них имеется интересный проект – быстровозводимые модульные конструкции, предназначенные для сельской местности, наши ФАПы. Это компактные домики, где предусмотрено всё необходимое для первичного приёма пациентов. В этом году будет построено два модуля в Дубоссарском районе и три – в Рыбницком.
– Социальные сети переполняют гневные высказывания относительно информации о трёхкратном повышении зарплаты фтизиатрам, а также среднему медперсоналу. Приводятся самые разные цифры и комментарии. Объясните, почему такой разброс в оплате труда?
– В прошлом году на уровне Правительства была проведена большая работа. Межведомственная группа изучала ситуацию с заболеваемостью туберкулёзом. И оказалось, что у нас эпидемия. В Приднестровье из всех стран СНГ зафиксированы самые высокие показатели заболеваемости. Здесь сразу встаёт кадровый вопрос. Из 45 по норме фтизиатров у нас трудится только 27, у каждого врача практически двойная нагрузка. При этом специалисты подвергаются высокой опасности при работе со своим контингентом. В общем, условия для притока кадров весьма непривлекательны. В связи с этим и было принято решение установить надбавки к зарплатам врачей-фтизиатров и среднего медперсонала. Ориентировались на соседнее государство, где врач этой специальности получает от 10 тысяч леев. Наши надбавки составляют 800 РУ МЗП у врача и 500 РУ МЗП у медсестры, в денежном выражении это 6240 и 3900 рублей. Понятно, что почти трёхкратное увеличение не могло не вызвать раздражение коллег. Но исходя из создавшейся ситуации, спровоцированной эпидемией, повышение зарплат мотивирует врачей на более качественное исполнение своих обязанностей.
– Планируется ли повышение зарплаты другим специалистам?
– Мы заканчиваем работу над новой системой оплаты труда, которая будет запущена к 1 июля этого года. Повышение предусмотрено всем работникам сферы здравоохранения, не только врачам, среднему и младшему медперсоналу, но и техническому, который трудится в нашей системе. На это имеются соответствующие лимиты в рамках закона о бюджете.
– Очень актуальный на сегодня вопрос: какова опасность распространения коронавируса в нашем регионе, и какие меры для этого предусмотрены?
– Безусловно, мы не можем остаться в стороне от этой общемировой проблемы. Принят комплекс мер, обеспечивающий безопасность нашего региона от проникновения коронавируса на территорию республики. В соответствии с указом Президента ПМР, с 31 января временно ограничен въезд на территорию региона иностранных граждан, прибывающих из Китая, стран или регионов с подтвержденными случаями заражения коронавирусной инфекцией, либо их посещавших в течение последних 14 суток. Но если из зараженных регионов прибывают приднестровцы, им назначается две недели регулярного мониторинга состояния здоровья со стороны участковой медицинской службы.
– С лета прошлого года в действует программа по оказанию медицинской помощи населению при остром коронарном синдроме, когда пациента при критических показаниях доставляют в клинику г. Кишинёва. Лечение в полном объёме финансируется государством. Расскажите о функционировании этой программы, и каковы на сегодня её результаты?
– Этот проект разработан по инициативе Председателя Правительства. Мы покупаем услуги у частных медицинских компаний Молдовы. Сюда заложены исключительно бюджетные средства ПМР. Если человек вызывает «скорую помощь» и у него диагностируется подозрение на инфаркт, то его в максимально сжатые сроки доставляют в Кишинёв, где проводится оперативное лечение. Таким образом у нас спасено уже около 220 человек. В ином случае эти люди могли либо умереть, либо остаться инвалидами разной степени тяжести. Программа очень действенная и недешёвая, порядка 35 тысяч рублей на одного пациента. Но это как раз то вложение, которое спасает человеческую жизнь и повышает её качество.
– Обращение редакции в министерство здравоохранения вызвал телефонный звонок одного из наших читателей. Ситуация в следующем. В семье родились близнецы. Спустя месяц после этого события детский врач предписал новорожденным пройти обследование у ряда специалистов. Посещение каждого обошлось семье от 90 до 120 рублей, при этом пришлось ездить в разные концы города. Согласитесь, что с грудными детьми это весьма проблематично. Но вопрос в другом: взимание денег с младенцев за обследование является узаконенной мерой или для них существуют какие-то льготы?
– В первую очередь мне бы хотелось разобраться конкретно в заявленном случае, а для этого необходимо знать фамилию родителей и детей. Но в любом случае охрана материнства и детства – это самая приоритетная и, само собой разумеется, льготная категория. Мы идём по пути госзаказа ряда медицинских услуг у наших учреждений. На это выделяют бюджетные средства, поэтому вдвойне не понятно, почему такое происходит. Мало того, в нынешнем году мы продвинулись вперёд в рамках реализации проекта по бесплатному обеспечению всех анализов для беременных и родовспоможения и сегодня работаем над тем, чтобы эта норма исполнялась на местах.
– Спасибо, Алексей Алексеевич, за интересную беседу. Думаю, что наши читатели, узнав о многоплановой работе министерства здравоохранения, смогут по достоинству оценить его дела.
Интервью провела Вера СЛАВИЧ.