Кто такие волонтеры?
Подробнее об этом нашим читателям рассказывает участник общественного движения «Волонтёры Победы. Приднестровье» Анастасия Гречушкина.
– Моя волонтерская история началась в июле 2019 года, когда наша республика присоединилась к всероссийскому движению «Волонтеры Победы». До этого я участвовала в разовых волонтерских акциях, потому что я турист, и, приходя на стоянку, мы собирали десятки мешков мусора, будь то река или лес. Потом я увидела объявление от «Волонтеров Победы» для тех, кому интересна история. Я выросла на военных книгах, военных фильмах, рассказах дедушки о войне и подумала: почему бы не попробовать себя в новом деле? Сегодня мы более всего гордимся проведением международной акции «Письма Победы», которая стартовала в начале февраля.
Об общественном движении
«Волонтёры Победы. Приднестровье» – это часть такого же всероссийского движения. Мы проводим все те же мероприятия, что и они. Мы занимаемся благоустройством памятных мест, помогаем ветеранам и общаемся с ними, сопровождаем парад и «Бессмертный полк», продвигаем историю своего Отечества в массы, проводим образовательные мероприятия, квесты. Я являюсь куратором направления «Связь поколений», мы стараемся близко общаться с нашими ветеранами.
О трудностях волонтерства
Я считаю, что стать волонтером по принуждению невозможно. Если человек присоединился к какому-то волонтерскому движению, будь то экологическое, историческое, социальное, то он найдет в себе силы, время, средства. Для меня небольшой сложностью является совмещение волонтерства с работой и учебой, приходится выкраивать часы для всех занятий.
О тех, кто хочет присоединиться
Какое можно дать напутствие начинающим волонтерам? Я думаю, если ты имеешь желание делать что-то полезное, тебя ничего не остановит. И никакие мнения людей о том, что кто-то там занимается делами бесплатно, какие-то сумасшедшие люди, их не отпугнут. Кому-то нравится сотрудничать с детскими домами, домами престарелых, кто-то больше думает об экологии, сборе мусора. Мне нравится история и все, что с ней связано. К чему лежит душа, тем и стоит заниматься.
Три слова, которыми характеризуется волонтерство
В первую очередь, это добровольная основа, потому что волонтер – это доброволец. Он делает что-то доброе, хорошее, светлое, пусть даже маленькое-маленькое, для того, чтобы мир стал лучше и чище. Ведь людей, жалующихся на мир, который их не устраивает, гораздо больше, чем тех, кто делает хоть что-то, чтобы этот мир изменился в лучшую сторону. Как говорится, хочешь изменить мир – начни с себя.
Второе слово – это знание. Как может волонтер помочь кому-либо, если он мало разбирается в сфере своей деятельности? Если человек, например, занимается медицинским или социальным волонтерством, то он должен знать, что делает, чтобы не навредить никому, а наоборот, принести пользу.
И третье – это любовь. Потому что, если у человека в сердце есть любовь, понимание, сострадание, милосердие, то и жить, и общаться с другими людьми ему намного легче.
Жизнь без интернета
… А также мобильных телефонов, социальных сетей и прочего, что особенно ностальгирующие по Советскому Союзу называют «барахлом». Вспоминаем о десяти вещах, которыми граждане занимались до появления интернета.
Библиотеки. В этом месте находили информацию, готовились к экзаменам и писали дипломные работы (от руки!). Долги перед библиотекой были страшнее, чем перед государством. Нет, сейчас нельзя так взять и скачать дипломную работу из интернета, как многие думают, но найти всю информацию за 2-3 дня – вполне возможно.
Гости. Чтобы пообщаться с друзьями и узнать, как поживает любимая тетя, нужно было пойти в гости. Сегодня у нас есть социальные сети и даже видеозвонки, о которых мечтали писатели-фантасты, потому в гости ходят раза в три реже.
Почта. Деловые люди начинают утро с проверки электронной почты. Раньше, ожидая настоящее бумажное письмо, бегали до первого этажа и заглядывали в ящик для писем. То же касается и родственников, живущих за тысячи километров. Поздравительные открытки посылают теперь очень редко (все больше – в «Одноклассниках»).
Дворовый футбол. В него играют, но очень редко. До распространения интернета мяч стучал во дворе с утра до вечера, жарким летом и холодной зимой. Сегодня опять же возрадоваться могут любители тишины – все дети играют в онлайн-игры. У большинства парней дома даже нет футбольного мяча! Зато есть новый смартфон.
Гитара. Она продержалась «на плаву» до последнего времени. Еще лет десять назад как молодые люди, так и постарше не обходились на празднике без гитары. Ссора с соседями по поводу поздней игры на гитаре во дворе – это вообще классика. Сейчас шум никто не нарушает – вечером все смотрят в мониторы.
Знакомства. Раньше у юношей и девушек не было возможности написать понравившемуся человеку ВКонтакте или «лайкнуть» фотографии в Инстаграме. Без смелости не обходились: знакомиться приходилось прямо на улице и в общественном транспорте.
Сборники песен. Слова песен, которых не было в сборнике, записывали в специальную тетрадку, десять раз прослушав композицию. Потом пели: «Ёмаха, ёмасо».
Обмен музыкой. А ведь надо было еще найти, что послушать! Если бы молодым людям из прошлого предложили бы скачать музыку в интернете, то они посмотрели бы на тебя как на идиота. Носителями в виде пластинок (позже – кассет и дисков) обменивались, но не «шило на мыло». Запись Эминема или «Нирваны» никто бы не менял на альбом Валерия Леонтьева. Особенно ушлые вроде меня записывали песни из радиоэфира на диктофон.
Фотографии. Приходилось ходить в специальный магазин и оставлять фотопленку там, чтобы ее проявили. И только тогда мы могли вставить свои фотографии в альбом и показывать их друзьям. Чаще всего на фотографиях толпа друзей получалась ужасно смазанной, с закрытыми глазами и косыми улыбками, но никто не говорил «удали фотографию»!
Телевидение. Тем, кому хотелось посмотреть любимую телепередачу, нужно было ждать. И главное – не пропустить нужное время, потому что трансляцию по ТВ записать было невозможно (пока не появились видеомагнитофоны).
Карты. Нет, не игральные. Не было Google Maps или GPS на мобильных телефонах, с которыми нигде не заблудишься. Людям приходилось использовать бумажные карты. А чтобы добраться куда-то в городе, лучше всего было спросить, как это сделать, у прохожих.
P.S. Знаете, я не сторонник говорить «раньше было лучше». Те же письма, которые шли месяцами, сейчас вполне заменяют звонки по интернету. А то ведь в XIX веке тоже «было лучше»: тогда пекли пироги, делали брагу, устраивали танцы и гадали на суженого. О библиотеках и фотоаппарате «Зенит» даже не мечтали, что уже говорить о смартфонах.
Миллениалы
Эссе о поколении родившихся в 1990-2000-е гг.
В последнее время я очень заинтересовался теорией поколений. Вкратце: поколением принято считать родившихся людей в промежуток примерно в 20 лет, за основу взята теория Уильяма Штрауса и Нила Хау.
Само собой, периоды условны, с разбросом в плюс-минус пять лет. Начнем с «молчаливого» поколения – это рожденные в 1923-1944 гг. Сталинская эпоха наложила на них своеобразный отпечаток: в кризисное и тревожное время рождались преданные, соблюдающие правила и законы, терпеливые, честные люди. В 1945-1964 гг. появились «бэби-бумеры» (они рано вступали в брак, рожали много детей, обладали командным духом, что называется, «чувством плеча»), на их смену пришло поколение X (1965-1984). Люди этого поколения многое почувствовали первыми, и хорошее, и плохое: компьютеры, неформальные, смелые взгляды, наркотики. Наконец, поколение Z – те, кому сейчас 16-18 лет и меньше. Они с малых лет легко пользуются мобильными телефонами, у них доверительные отношения с родителями (тем самым поколением Х), они рано начинают «впитывать» информацию. Это мое личное мнение, но нынешний мир принадлежит 16-летним.
Кое-кого я пропустил. Поколение Y, или поколение Миллениума (от лат. mille – «тысяча», отсюда «миллениалы» – те, кто провели детство и отрочество на стыке тысячелетий). Пишу я о нем, потому что остро ощущаю собственную причастность к нему. Нас часто называют первым несоветским поколением, и это сказано, что называется, не в бровь, а в глаз. Вот какие приводят характеристики миллениалов: гражданский долг и мораль, ответственность, но психологи отмечают их скептицизм, недоверие к человеку, включая ближнего.
Мы обескуражены, стоим на оживленном перекрестке, вроде бы помним, что нам нужно зайти в магазин, но не совсем помним, в какую сторону идти. Вокруг нас движутся занятые, сосредоточенные потоки людей, магазины есть и на севере, и на юге, и на западе, и на востоке. Куда идти? Мы растеряны, хотя у нас вроде бы и есть цель и желание. Нам поставили ряд задач: достигнуть, осознать, решить, победить. Озадаченность рождает некую оторопь и смущение.
Сложно, когда на тебя возлагают какие-либо надежды. Возьмем обычный школьный класс. Может быть, это и обидно, когда на тебя махнули рукой и сказали: «Из него ничего не выйдет. У него никаких способностей ни в математике, ни в истории». По крайней мере, это не обязывает тебя быть не собой. Да, ты не семи пядей во лбу, ты просто любишь животных, играть в баскетбол и пирожки с творогом. Тебе повезло. Почему? Потому что на другого, твоего одноклассника, надеются. Учителя говорят, что у тебя способности и что ты должен больше, чем другие. Решить не пять задач по физике за урок, а десять, подготовить исследовательскую работу по биологии по опережающей программе, выступить с докладом по теме «Великий перелом» в политике форсированной индустриализации и коллективизации сельского хозяйства». Но никто не объясняет, зачем ему, способному, всем этим надо заниматься.
Пример со школой – лишь пример, чтобы нам проще было понять сущность миллениалов. В «Айвенго» Вальтера Скотта главного героя называют «рыцарем, лишённым наследства». Нас, родившихся после распада СССР, тоже в какой-то мере лишили наследства. Все наше детство, подростковый возраст и юность взрослые люди рассказывали нам, как здорово им жилось в Советском Союзе. Они будто бы укоряли нас в том, что все пропало. На самом же деле, укорять наших взрослых должны были мы, которые родились на изломе времен. В конце 1990-х – начале 2000-х мы впали в когнитивный диссонанс и смотрели по старым советским телевизорам «Альфа» о хорошей жизни и счастливых семьях в американских фильмах. Взрослым того времени, нашим родителям, бабушкам и дедушкам, было, конечно, сложно в финансовом плане. На мизерные (у большинства) зарплаты главное – прокормиться, а остальное уже не так важно. Но морально они обладали большей закалкой, ведь это при них срывали покровы в конце 1980-х. Они уже все поняли про эту жизнь и знали, как выживать. Нам наследства, если исключить телевизор «Альфа», пылесос «Ракета» и стиральную машину «Рига-55», не досталось. Я имею в виду гораздо большее, нежели материальное наследство.
Конфуций предостерегал: «Не дай Вам Бог жить в эпоху перемен!». Миллениалы могут опровергнуть это: родиться в эпоху перемен тоже не сахар. В детстве я действительно даже завидовал этим бабушкиным рассказам про «мороженое за пять копеек». Это воспринималось как некая сказка, не имеющая отношения к действительности, где даже жевательная резинка стоит дороже. И подобное давление старших, имеющих советское сознание, на нас, которые чисто физически не могут почувствовать так, как это делал советский человек, принесло миллениалам, рожденным в девяностых, не одну моральную травму. Мы часто задавались вопросом: «Куда все это изобилие делось?». И: «А было ли изобилие? А не обманывают ли нас старшие и не обманываются ли сами?».
Я искренне рад за нынешних школьников, за поколение Z, лишенное «постсоветских» иллюзий, которыми нас так последовательно напитывали. Они живут в настоящем мире и воспринимают прошлое своей страны как историю, а не как реальность.
Мы считаемся непуганым поколением: дескать, мы не сталкивались с экономическими трудностями и потому не очень понимаем, что такое «долгосрочные стратегии» (откладывать на черный день и копить). Якобы на нашу долю не пришлось потрясений (хотя они пришлись как раз в детстве, когда они действуют более всего болезненно). Отсюда и желание не покупать жилье, а снимать квартиру, не медленно подниматься по карьерной лестнице (а дойдешь ли до верха?), а уезжать на заработки, не заводить семьи, а жить гражданским браком. Миллениалы не стали свидетелями распада СССР и крушения идеалов, миллениалы лишь слышали о распаде. Был такой советский фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих». Так вот, наше поколение уже пострадало от постсоветских иллюзий прошедшего и слишком не верит в технологическое рвение и оптимизм будущего поколения. Миллениалы – одиночки. Но не стоит ставить на нас крест. Продолжение следует.
Страницу подготовил Никита МИЛОСЛАВСКИЙ.