-1 C
Тирасполь
Воскресенье, 24 ноября, 2024

Популярное за неделю

Мой легендарный родственник

Творческий конкурс «Зажигаем звёзды» всё больше вызывает интерес у...

«Париж по тебе плачет»…

Анастасии Белоконь двадцать один год. Девушка оканчивает учёбу на...

Поздравление с Днём работника отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Уважаемые работники отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности! Поздравляю...

Ситуация на местах

В ходе селекторного совещания с руководителями органов государственной власти...

Их свела разведка

12 апреля 1961 года – поистине великий день в истории человечества. Но и после него было немало эпохальных дат в освоении космоса. Например, без всякого сомнения, к таковым можно отнести 12 октября 1964 года. Полёт космического корабля «Восход» был уникальным сразу с нескольких сторон. Во-первых, впервые на околоземную орбиту стартовал экипаж, состоявший из трёх человек. Во-вторых, первый раз космонавтам пришлось лететь без скафандров. В-третьих, впервые на орбите побывал гражданский человек. И в-четвёртых, этот «штатский» был одним из создателей того самого «Восхода». Им вообще спроектировано много чего из космической техники. Имя его Константин Феоктистов.

Тирасполь, как ни покажется странным, достаточно многое связывает с космосом. Некоторые наши предприятия работали на него. В разное время здесь служили будущие лётчики-космонавты Виктор Горбатко, Евгений Хрунов, Анатолий Филипченко, Анатолий Березовой, Юрий Маленченко, Юрий Гидзенко, Владимир Дежуров. Константин Петрович Феоктистов никогда в Тирасполе не бывал, но есть небольшая ниточка, которая его связывает со столицей Приднестровья.

Иван Антонович Выбиванцев, переправлявший юных разведчиков через речку Ворону в 1942 г.

Будущего космонавта война застала в Воронеже, его родном городе. При приближении вражеских частей 16-летнего Костю эвакуировали на противоположный берег реки Вороны. Впоследствии её, ставшую водной линией фронта, придётся преодолевать вплавь не раз. Подросток вместе с одноклассником и ещё несколькими юными воронежцами стали разведчиками при штабе одной из воинских частей. Немцы поначалу мало внимания обращали на мальчишек. Меж тем, они добывали очень ценные сведения. Всё изменилось после того, как оккупационные власти приказали гражданскому населению покинуть город. Неповиновение грозило расстрелом. Пятый рейд для Кости Феоктистова чудом не закончился смертью.

В своей книге «Траектория жизни» сам Константин Феоктистов рассказывал об этой вылазке в тыл врага так: «Дали мне на этот раз с собой мальчишку лет четырнадцати – теперь вроде я был как бы инструктором… Выхожу на перекресток и вижу, что по поперечной улице с двух сторон подходят патрули. Подошли. Один из них, высокий, с эсэсовскими молниями в петлицах, схватил меня за руку, что-то крича, и повёл через арку во двор. Притащил к глубокой яме, поставил к ней спиной, достал пистолет, снял с предохранителя и, продолжая орать, махал им перед моим носом. Я не успел испугаться, увидел только мушку на стволе пистолета, когда немец вытянул руку и выстрелил мне в лицо. Я почувствовал будто удар в челюсть и полетел в яму. На какой-то момент, наверное, я потерял сознание, но тут же очнулся и сообразил: не шевелиться, ни звука! Пуля, как потом выяснилось, прошла через подбородок и шею, навылет. Опухоль в шее мешала и говорить, и пить. Однако через некоторое время разговаривать я все же начал. Дотащился до своей разведгруппы, рассказал, что и как было, что видел». Потом потянулись госпитали. В одном из них его и разыскала мать. Дальше была эвакуация в Коканд.

В своих мемуарах Константин Петрович рассказывал и о молодом генерале, который просил юных разведчиков обращать внимание на расположение штабов и складов танковых частей врага (сам Феоктистов предполагает, что это был будущий генерал армии, дважды Герой Советского Союза Иван Черняховский, погибший в феврале 1945 года в Восточной Пруссии). Вспоминал и взрослых воинов-разведчиков, которые окружили своих юных собратьев отеческой заботой.

Разведчик Костя Феоктистов. Воронеж, 1942 г.

Костя Феоктистов тогда, конечно же, никого по именам и фамилиям не знал. Очень вероятно, что среди описанных им солдат разведгруппы был и Иван Антонович Выбиванцев, который по заданию командования помогал юным разведчикам переправляться на занятый врагом берег реки. В разведке Иван служил с первых дней Великой Отечественной. Отличился в оборонительных боях под Ровно, совершив ещё с одним бойцом вылазку, во время которой уничтожили блиндаж противника и тридцать гитлеровцев. Затем был Воронежский фронт, в составе войск которого Иван Антонович участвовал в сражении на Курской дуге, где получил тяжёлое ранение.

Май 1945 года застал его в Австрии близ города Клагенфурт. Группа разведчиков из шести человек, включая и героя этого повествования, попала в плен. Ему чудом, как в своё время и Константину Феоктистову, удалось избежать тогда смерти. Была предпринята попытка побега, оказавшаяся для группы в целом неудачной. Выбить хлипкую стену сарая, где держали разведчиков, получилось. Спуститься с горы, к которой примыкало это строение, удалось только одному Ивану Антоновичу. Его подобрала проходившая неподалёку колонна советских войск. Далее – обязательная после плена проверка в фильтрационном лагере. Претензий к бесстрашному воину-разведчику со стороны органов контрразведки, конечно же, не было. Кроме множества юбилейных медалей Иван Антонович Выбиванцев награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Кавказа» и «За победу над фашистской Германией». Кстати, Иван Антонович – участник Ясско-Кишинёвской операции.

Возвращаясь после фильтрации на родину (родом он из Кубани, станицы Воскресенская Краснодарского края), фронтовик вынужденно остановился в Тирасполе. В те времена нынешняя столица Приднестровья была чем-то вроде пересыльного пункта для возвращавшихся домой воинов. Город ему приглянулся. Здесь он и остался, встретил свою будущую жену Ефросинью – работницу швейной фабрики имени 40-летия ВЛКСМ. Долгое время работал на ДОКе (деревообрабатывающем комбинате).

Тираспольские любители футбола наверняка знают Сергея Выбиванцева (всего у Ивана Антоновича Выбиванцева трое детей. – Прим. ред.) – бывшего игрока местных клубов «Автомобилист», «Текстильщик», «Тирас», «Тилигул», а ныне наставника юных футболистов. С его слов этот рассказ и записала известная в Приднестровье общественный деятель Анна Николаевна Гайдаржи. Её письмо в редакцию газеты «Приднестровье» и стало поводом к написанию этого материала. К слову, уважаемые читатели, пишите нам чаще, делитесь воспоминаниями своих родителей, дедушек и бабушек. Это всё крупицы нашей общей истории, которые окажутся бесценными и для последующих поколений.

Кирилл Нефёдов.

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

У вас будет ребёнок

Обозревая свежую почту, главный редактор посчитал нужным остановиться на...

Спасение Базилики

В древней венгерской столице городе Эстергоме на южном высоком...

Старый Тирасполь в новом качестве

Есть круг людей, которых не нужно убеждать в том,...

Арфа, завёрнутая в газету

Нет и не может быть ничего в исторической науке...

Стать глубже на спектакль

Побывав на премьере спектакля народного драматического театра в бендерском...

Архив