2 C
Тирасполь
Суббота, 23 ноября, 2024

Популярное за неделю

Мой легендарный родственник

Творческий конкурс «Зажигаем звёзды» всё больше вызывает интерес у...

«Париж по тебе плачет»…

Анастасии Белоконь двадцать один год. Девушка оканчивает учёбу на...

Поздравление с Днём работника отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Уважаемые работники отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности! Поздравляю...

Ситуация на местах

В ходе селекторного совещания с руководителями органов государственной власти...

Главный русский писатель

Вне всякого сомнения, главный русский писатель – Достоевский. Даже не спрашивайте почему.

Да вы и не спросите. Точно так же, как главный поэт – Пушкин. Но между ними – пропасть. Пушкин вообще не из этого мира. К нему лучше всего подходят слова Блока: «Он весь – дитя добра и света, он весь – свободы торжество!».

К слову, тончайший Блок, как и Сальери (у Пушкина), скорее уж ощущал себя «чадом праха». А вот «юношу веселого» он ставит своим судией, уповает на его милость:

Пусть душит жизни сон тяжелый,

Пусть задыхаюсь в этом сне, –

Быть может, юноша весёлый

В грядущем скажет обо мне:

Простим угрюмство…

И Сальери (у Пушкина) мрачен, угрюм. Он по сю сторону и остро (к его чести!) осознает свое отличие от гениального Моцарта, который получил свой дар свыше. Вот так и Пушкин:

Он несколько занес нам песен райских,

Чтоб, возмутив бескрылое  желанье

В нас, чадах праха, после улететь.

Но то Пушкин, то поэзия, то музыка, которую Вознесенский призывал не трогать руками, а то жизнь, то люди, к которым Горький отправлял молодого Бабеля, то проза. К слову, на мой вкус, читать прозу Пушкина (именно как прозу) вообще невозможно. «Не верю!» А вот Достоевскому веришь. Он из этого мира и хорошо знает всю его подноготную, «с грязнотцой».

Достоевский пристрастен к крайним, как правило – криминальным ситуациям. И он всецело погружен в эти безрадостные потемки. Не удивительно, что Достоевским пугают. Вот очень показательный диалог из типично голливудского боевика: «Русские, они до того мрачные! Я помню, как в школе читал Достоевского и думал: эти люди смеются вообще? От первой до последней строчки: переживания и муки. Ты даже не представляешь, Фрэнк!..».

Конечно, в приведенной цитате всё слишком однобоко. Но тот факт, что именно с этим писателем на Западе ассоциируется наш культурный код, вообще – посыл миру, достаточно очевиден.

Достоевский всемирно популярен. Помню собственный культурный шок, когда на одной из фотографий с Мэрилин Монро я увидал книгу «Idiot». О принципиальном влиянии Федора Михайловича на современную японскую литературу говорили Кэндзабуро Оэ, Кобо Абэ, Харуки Мураками (один из героев последнего в качестве критерия «вменяемости» указывает, что помнит имена всех братьев Карамазовых).

Итак, значение русского классика неоспоримо. А вот попытка считать его целиком и полностью «православным писателем», на взгляд автора этих строк, не столь уж убедительна. Достаточно сказать, что Достоевский активно издавался в советское время (всё, за исключением «Бесов»). Образы князя Мышкина и «провонявшего» старца Зосимы скорее уж могут оттолкнуть. Обвинительная речь Ивана в адрес Бога слишком талантливо написана, слишком сочна. Остается «Легенда о великом Инквизиторе». Но не многовато ли тут политики? Не подменяет ли писатель вопрос о спасении души противостоянием по линии «Восток – Запад»? В таком случае, весьма вероятны с нашей стороны «самоуспокоение», беспечность, чувство «избранничества», вызванные принадлежностью к «правильной» ветви.

Понимая, что, говоря о Достоевском, вторгаемся в слишком важную область, ибо сам русский характер, русская рефлексия часто ассоциируются с Достоевским («достоевщина» – по Виктору Пелевину), позволим себе на этой полемичной ноте уйти в сторону. Лучше предоставим слово замечательному русскому философу Николаю Бердяеву, перу которого принадлежит очень любопытный очерк «Откровение о человеке в творчестве Достоевского». Итак…

«Много уже написано о Достоевском и много высказано о нем истин, которые успели сделаться почти банальными, – пишет Н.А. Бердяев. – В творчестве его видели величайшие откровения, борьбу божественных и демонских начал, раскрытие мистической природы русского народа…

Достоевский необычайно богат, от него идет много линий, и каждый может пользоваться им для своих целей… Не думаю, чтобы то религиозное истолкование Достоевского, которое сделалось у нас господствующим, улавливало самое главное в нем, ту центральную его тему. У Достоевского было одному ему присущее, небывалое отношение к человеку и его судьбе… Его интересовали люди, исключительно люди, с их душевным складом, с образом их жизни, их чувств и мыслей. В поездке за границу Достоевского не занимала особенно ни природа, ни исторические памятники, ни произведения искусства…

Нет ничего легче, как открыть в романах Достоевского недостатки. В этих романах нет ничего эпического, нет изображения быта. Романы Толстого, самые, быть может, совершенные из всех когда-либо написанных, дают такое ощущение, как будто бы сама космическая жизнь их раскрыла, сама душа мира их написала. Все герои Достоевского – он сам, различная сторона его собственного духа. Сложная фабула его романов есть раскрытие человека в разных аспектах, с разных сторон. В глубине человеческой природы он раскрывает Бога и дьявола и бесконечные миры, но всегда раскрывает через человека и из какого-то исступленного интереса к человеку.

Достоевский завлекает, затягивает в какую-то огненную атмосферу. И все делается пресным после того, как побываешь в царстве Достоевского, – он убивает вкус к чтению других писателей. Художество Достоевского совсем особого рода… Все написанное Достоевским и есть вихревая антропология, там открывается все в экстатически-огненной атмосфере.

Достоевский открывает новую мистическую науку о человеке. Но доступ к этой науке возможен лишь для тех, которые будут вовлечены в вихрь. Это есть путь посвящения в тайноведение Достоевского. В науке этой и в ее методах нет ничего застывшего, это поток раскаленной лавы. Все страстно, все выводит за грани и пределы. Достоевскому дано было познать человека в его страстном, буйном, исступленном движении.

И нет благообразия в раскрываемых Достоевским человеческих лицах, толстовского благообразия, всегда улавливающего момент статический».

Михаил Фернет.

Новые статьи

У вас будет ребёнок

Обозревая свежую почту, главный редактор посчитал нужным остановиться на...

Спасение Базилики

В древней венгерской столице городе Эстергоме на южном высоком...

Старый Тирасполь в новом качестве

Есть круг людей, которых не нужно убеждать в том,...

Арфа, завёрнутая в газету

Нет и не может быть ничего в исторической науке...

Стать глубже на спектакль

Побывав на премьере спектакля народного драматического театра в бендерском...

Архив