Ещё раз о теории шести рукопожатий
В коротких перерывах между написанием актуальных материалов мы в редакции можем нет-нет, да взять и поговорить о высоком. Вот так недавно разглагольствовали о творчестве знакового для русского кино режиссера Андрея Тарковского.
Вообще-то я сам вполне ровно отношусь к культурному следу Тарковского. «Сталкер» и «Солярис» мне вполне нравятся своей атмосферой, метафоричностью, связью с литературными прототипами. «Зеркало» – общепризнанный мировым сообществом шедевр, входящий во всевозможные списки лучших фильмов человечества, – смотреть, признаюсь, мне тяжело, не очень нравится. Кстати, об этом фильме председатель Госкино Ермаш после просмотра и долгой паузы сказал: «У нас, конечно, свобода творчества! Но не до такой же степени!».
Его вещи вроде «Андрея Рублева» я смотреть вообще не могу, тяжело такое смотреть неподготовленному человеку для его психики. Это мое личное мнение. Я, конечно, могу признать, что это важный фильм для мирового кинематографа. Но это похоже на ситуацию с каким-нибудь Ингмаром Бергманом и «Седьмой печатью». Да, это классика, но больше одного раза такое смотреть не рекомендуется. Можно и мозг сломать, если вы не профессор. Я лучше «День сурка» пересмотрю.
Но мы забыли о главной теме: как Андрей Тарковский связан с Дубоссарами. Подойдем издалека. В 2018 году коллега Николай Феч в одной из своих поездок нашел в Дубоссарах могилу главы местного почтамта конца XIX века Ивана Петровича Рачковского. Позже я чуть покопался в теме и обнаружил, что у него родился весьма примечательный сын – Петр Иванович Рачковский, тайный заграничный агент Российской Империи во Франции и Швейцарии при Александре III и Николае II, которому приписывают участие в создании антисемитской фальшивки «Протоколы сионских мудрецов».
Но мы не знали, что у Ивана Петровича были еще и другие родственники! Читаем об Андрее Тарковском у киноведа Виктора Филимонова: «В 1902 году Александр вступает в брак вторично. Его супругой становится Мария Даниловна Рачковская, дочь надворного советника и директора почтамта в Дубоссарах Тираспольского уезда. Отсюда она и прибывает в ноябре 1894 года в Елисаветград, к тому времени уже проработав более десяти лет учительницей.
Марина Тарковская пишет, что бабушка ее в молодости была невысокой, худенькой, смуглой, с большими задумчивыми глазами. И походила, по семейному преданию, на свою бабушку-румынку. Румынская кровь откликнулась во внешности не только Арсения Александровича, но и его дочери. Этот женский тип встречается во всех фильмах Андрея Арсеньевича. И часто — в оппозиции к образу женщины крупной стати, с роскошными рыжими или, во всяком случае, светлыми волосами, внешне более близкому матери режиссера».
Скорее всего, что Иван Петрович Рачковский (он умер в 1884 году) оставил управление почтамтом Дубоссар своему сыну, а Мария Даниловна приходится ему внучкой. У Марии Даниловны от Александра Карловича Тарковского рождаются два сына — старший Валерий (1903) и младший Арсений (1907), отец Андрея Тарковского. Получается, прадед и прапрадед великого режиссера управляли дубоссарской почтой еще в позапрошлом веке!
От осинки не родятся апельсинки. Уверен, что не мог родиться Тарковский, не обладай его предки отличными умственными данными. Мария Даниловна, проучительствовав в Дубоссарах до замужества, например, знала молдавский, французский, немножко польский и немецкий языки.
Вот такая история – и не верь после этого в теорию шести рукопожатий, согласно которой любые два человека на Земле разделены не более чем пятью уровнями общих знакомых. А тут еще и прямое родство! А если учесть, что все люди братья и сестры, так как имеют общих предков от Адама и Евы, то я вполне могу претендовать на наследство Билла Гейтса и кумовство с Илоном Маском.
Андрей ПАВЛЕНКО.