Не умаляя заслуги других городов Приднестровья, можно смело утверждать, что многие начинания по созданию ПМР исходили именно из Рыбницы: первый референдум, переход под юрисдикцию Приднестровья милиции, а позже – и всех силовых структур, да и сама идея создания республики возникла тоже здесь. За сравнительно короткий срок в судьбе Рыбницы, да и всей республики в целом, произошли кардинальные события, полностью изменившие исторический ход событий. Конечно, всё было непросто – в непонятном политическим хаосе, который царил в стране в начале девяностых годов прошлого столетия, выбрать единственно верный путь.
Сегодня мы познакомим читателей с рыбничанами, каждый из которых в прямом смысле слова творил историю и внес свой бесценный вклад в создание ПМР и укрепление её независимости.
В борьбе закалялся характер
Про таких, как слесарь-ремонтник кислородно-компрессорной станции ММЗ Владимир Олейник, говорят: «Рабочая косточка!». А один из основателей республики, видный общественный деятель ПМР Владимир Воеводин называл его «послом по особым поручениям»: «Нет такого дела, которое не смог бы выполнить Владимир Олейник. Умение брать ответственность за выполнение порученного дела – главная черта его характера. Это наш приднестровский Че Гевара – делает своё дело чётко и без лишнего шума и словесной трескотни».
– Разве мог я подумать, что мне придется когда-то участвовать в забастовочном движении, защищать свой город, свою республику от тех, кто шел на наши мирные города и сёла с оружием в руках, отстаивать интересы нашего многонационального народа? Но так случилось. Хотя я мечтал о другом – жить под мирным небом, трудиться, обзавестись семьёй и детьми…
В принципе, так оно и было, пока был Советский Союз и ничто не предвещало его распада. Владимир после окончания школы поступил в Бельцкое ПТУ, где получил профессию слесаря. В начале трудовой карьеры работал на одном из автотранспортных предприятий. Так продолжалось до конца восьмидесятых годов, когда молдавским парламентом был принят закон о языках, поделивший народ на первый и второй сорт.
Левобережье воспротивилось, в сентябре 1990 года была создана Приднестровская республика. На правом берегу начали бряцать оружием. Пришло время подумать о том, как защитить свою землю.
С самого начала создания РОСМ (рабочие отряды содействия милиции) Владимир Олейник был в гуще событий. Его как молодого специалиста, проработавшего несколько лет в отделе криминалистики ОВД, сразу привлекли к службе в отряде самообороны. В Рыбнице в то время уже работал городской забастком, и его руководители помогали в создании РОСМа. Руководителем отряда был Константин Ничвеев, командиром взвода с ММЗ назначили Андрея Чебана, а его заместителем – Владимира Олейника. Росмовцы вместе с милицией обеспечивали охрану объектов жизнеобеспечения, а также мосты и вокзалы.
В начале декабря 1991 года руководство республики приняло решение реформировать РОСМ в ТСО (территориально-спасательный отряд) и перевести его в республиканское подчинение. Позже члены ТСО составили основу республиканской гвардии и ополчения и самоотверженно встали на пути молдавских агрессоров.
За время работы в РОСМ и ТСО Владимир Олейник проявил себя смелым, находчивым бойцом, специалистом, которому поручали самые ответственные задания. Когда начались военные действия против Приднестровья, наши ополченцы были практически безоружны. Вот и приходилось добывать оружие, технику, боеприпасы, без которых выдержать противостояние было просто невозможно. Даже сегодня Владимир Алексеевич отказывается говорить об этом. Пришлось как-то даже перехватить фуру с медикаментами, которая направлялась в Молдову. В то время в наших больницах ощущался острый дефицит медпрепаратов. А ведь, помимо больных, в больницы стали поступать и раненые с боевых позиций. И добытые медикаменты помогли спасти сотни жизней…
Сколько было таких операций – трудно сосчитать, да и надо ли?
Владимир Алексеевич, который после окончания боевых действий поступил на работу на Молдавский металлургический завод, уверен: главным условием сохранения и развития республики является единство людей всех национальностей. И это касается и военного времени (пусть его никогда не будет), и мирных будней.
Он и сейчас в числе первых: и на работе, и в общественных делах ведёт большую работу в Рыбницком ОСТК. Приходится бороться с равнодушием, бюрократизмом и формализмом.
«Вся жизнь – борьба, но ведь в борьбе закаляется характер, – уверен Владимир Алексеевич. – А дел у нас впереди ещё много!»
Время тревог и надежд
«Я хорошо помню то тревожное время конца восьмидесятых, – вспоминает активист забастовочного движения, бывший председатель профкома насосного завода Валерий Васильевич Михайлов. – Время, когда пришлось делать свой нелёгкий выбор: что делать и в каком направлении двигаться».
В то смутное время разгула национализма в Молдове коллектив насосного завода и его бессменный председатель профкома Валерий Михайлов принимают самое активное участие в митингах и мероприятиях, которые проводились в знак протеста против принятого молдавским парламентом дискриминационного закона о языках.
Рыбницкие предприятия объявили забастовку. Остановил работу и насосный завод – такое решение принял трудовой коллектив. В городе был создан забастовочный комитет, приходилось работать чуть ли не круглые сутки. Как вспоминает Михайлов, активисты забасткома практически жили в горисполкоме.
В Рыбницу и сёла района зачастили гости с правого берега. Член молдавского парламента, известный юрист Виктор Пушкаш приезжал особенно часто, агитировал принять закон о языках, угрожал несогласным, раздавал обещания сомневающимся: «Лучше не сопротивляйтесь – все равно будет по-нашему. Не хотите по-хорошему – будет по-плохому!» – «То есть вы хотите сказать, что будет война?». Пушкаш промолчал…
В тот период главной задачей была работа с людьми. Валерий Михайлов не только работал в штабе забастовочного комитета, но и выезжал на предприятия, в сёла, тракторные бригады, на полевые станы, чтобы разъяснить народу, что стоит за обещаниями молдавских агитаторов, доказывал необходимость проведения референдума, вопрос о котором витал в воздухе. Валерий Михайлов умел доносить правду до народа – ему верили. Впрочем, среди активистов забастовочного движения было немало представителей насосного завода.
Потом они так же активно и бесстрашно защищали ПМР на боевых позициях. Были там целые семейные династии – отец и сын Гриневич, братья Юрий, Владимир и Евгений Жуковы и ещё десятки людей, которые стали стеной на пути агрессора. Среди ополченцев находился и председатель профкома насосного завода Валерий Михайлов, которого боевые товарищи называли просто Михалыч.
Но это было потом. А пока что Валерий Михайлов сражается на идеологическом фронте, занимается организацией РОСМа и ТСО, охраны важнейших объектов города и района и самое активное участие принимает в подготовке к первому в истории страны референдуму. Народу предстояло самим выбрать свою судьбу: по какому пути идти, с кем дружить и как им жить?
– Это было трудное, но прекрасное время – время тревог и надежд, время создания нашего государства, – вспоминает Валерий Васильевич Михайлов. – И если бы мне пришлось начать свою жизнь сначала, я бы выбрал тот же путь.
Дина Листюгина, г. Рыбница.