Очерк об этом человеке писать не так уж просто – и судьба у него была не из легких, полная неожиданных поворотов и важных свершений. В Тирасполе его знали очень многие, и каждый отмечал в его характере какую-то особую для себя черту, в его жизни – какой-то особый случай. Тирасполь не знал бы своего нынешнего облика без Михаила Соловья… Поэтому мы постараемся написать о нем в таком ракурсе, в каком его знали все.
Михаил Николаевич Соловей родился 1 декабря 1941 года в селе Владимировка Слободзейского района. После школы и службы в Советской Армии он поступил в мореходное училище в городе Николаеве. Позже служил на военных кораблях ВМФ СССР в качестве руководителя группы Засекреченной автоматической системы связи. Уволился в запас в звании капитана второго ранга, а первый ранг получил уже на «гражданке» по решению руководства ВМФ России.
Много фактов из его биографии нам известно именно в его «гражданский» период. Михаил Николаевич трудился в межколхозсаде Слободзейского района в качестве начальника участка по строительству, на базе которого в 1990-х было создано предприятие «Созидатель», руководителем которого он и проработал до конца жизни.
Друзья и товарищи Михаила Николаевича отмечали, что любимой его скульптурой была ватиканская «Пьета» (иконография сцены оплакивания Христа девой Марией), созданная Микеланджело Буонарроти. Интерес к этому известному образу в какой-то мере приоткрывал завесу внутреннего мира героя нашего очерка как художника, его увлечений, мыслей о философии бытия.
Хоть не находился на первом плане и не особенно любил афишировать свои заслуги, о его творческих проектах фасадов монументальных зданий, памятников приднестровской столицы известно многим тираспольчанам. Михаил Соловей непосредственно участвовал в команде по проектированию и монтажу тираспольского памятника Александру Суворову, а также, позднее, – бюстов Екатерине II и Францу де Волану. То же касается и памятника Владимиру Ленину, который высится перед столичным зданием Верховного Совета. Совместно с главным архитектором города Александром Нарольским Михаил Николаевич проводил реконструкцию тираспольского ЗАГСа.
По заданию председателя исполкома города Виктора Синева в 1980-х годах Михаил Соловей принял участие в установке бюста Юрию Гагарину на известном каждому студенту бульваре, носящем имя космонавта.
Получается, что центр Тирасполя стал фактическим местом работы Михаила Николаевича! У перечисленных объектов многие приднестровцы привычно назначают встречи, встречаются, влюбляются, женятся (ЗАГС же!), а иностранцы делают здесь фото на память.
Но не Тирасполем единым. По заданию первого Президента ПМР Игоря Смирнова Соловей осуществил проектирование и изготовление мемориального комплекса в селе Новокотовск (Слободзейский район). А в родной Владимировке Михаила Николаевича помнят даже не по тираспольским проектам, а благодаря… пирамидам. Они вместе с астрономией являлись главным увлечением его жизни. И он нашел способ создать в Приднестровье этот таинственный символ Древнего Египта.
Михаил Соловей построил десятиметровую и двухметровую пирамиды. При этом они установлены на той же географической долготе, что и египетские! Герой нашего очерка имел свой взгляд на врачевание: к нему, как к знахарю, приходили многие люди за советом в отношении здоровья. Пирамиды он использовал как раз для помощи в лечении различных заболеваний.
Но куда же без моря? Оставаясь морским офицером в отставке, Михаил Николаевич установил рядом с пирамидой своеобразный памятник в честь трехсотлетия Военно-Морского Флота России.
Мечта Михаила построить третью, 30-метровую пирамиду, к сожалению, не осуществилась. Был проделан огромный труд по закладке фундамента, но отдельные чиновники и явные недоброжелатели не позволили довести начатое дело. А когда все же удалось преодолеть препятствия, не хватило здоровья. 9 октября 2019 года Михаил Николаевич Соловей завершил песню своей жизни.
Его друзья искренне полагают, что эта самая песня могла и должна была продолжаться. «Михаил был очень гостеприимным человеком, интерьеры его помещений отличались своеобразием и подчеркивали его увлечения, взгляды, суждения», – рассказывает один из отцов – основателей республики и друг Соловья Вячеслав Загрядский. Неоднократно бывали у него в гостях Владимир Рыляков, Валерий Гратов, Александр Павленко, Виктор Мунтян, Валерий Панасенко. Уважает Соловья как патриота, немало сделавшего на благо столицы Приднестровья, и Игорь Смирнов.
Хочется верить, что жизнь человека не останавливается с последним ударом сердца, а продолжается в том, чему он посвятил свою жизнь. И сам Михаил Николаевич не только оценил бы преображение центра Тирасполя, но и с готовностью бы внес в него в свой вклад. Да и таинственные «приднестровские пирамиды Соловья» занимают тут далеко не последнее место.
Андрей РАДЛОВСКИЙ.