-0.1 C
Тирасполь
Воскресенье, 24 ноября, 2024

Популярное за неделю

Мой легендарный родственник

Творческий конкурс «Зажигаем звёзды» всё больше вызывает интерес у...

«Париж по тебе плачет»…

Анастасии Белоконь двадцать один год. Девушка оканчивает учёбу на...

Поздравление с Днём работника отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Уважаемые работники отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности! Поздравляю...

Ситуация на местах

В ходе селекторного совещания с руководителями органов государственной власти...

Тирасполь-Цхинвал: дружба, испытанная временем

Не так давно, 2 сентября, Приднестровская Молдавская Республика отметила своё 25-летие. Завтра четвертьвековой юбилей будет отмечать Республика Южная Осетия. Эти два государства с самого первого дня их основания связывает схожая судьба.

 

 

20 сентября 1990 года областным Советом народных депутатов Юго-Осетинской автономной области была принята Декларация о государственном суверенитете Юго-Осетинской Советской Демократической Республики.

В ней, в частности, было сказано: «Естественным и необходимым условием дальнейшего развития Юго-Осетинской Советской Демократической Республики как формы государственности осетинского народа является полная независимость в решении всех политических, социально-экономических вопросов, за исключением тех, которые она добровольно передает в ведение Союза ССР».

Так же, как и в случае с образовавшейся восемнадцатью днями ранее Приднестровской Молдавской ССР, речь о выходе из состава Советского Союза не шла, о чём свидетельствуют и вышеприведённая цитата из Декларации о государственном суверенитете ЮОСДР, и  сами официальные названия обоих государственных образований. Как раз напротив, это был ответ кишинёвским и тбилисским националистам, заявившим о выходе своих союзных республик из СССР. Более того, руководство Грузии, пошедшее на поводу у националистических кругов, намеревалось ликвидировать все автономные образования. В апреле 1990 года Верховный Совет Грузинской ССР принял решение об отмене всех нормативных актов, принятых в советские времена, включая и о создании Абхазской и Аджарской АССР, а также Юго-Осетинской АО, образованной ещё в 1922 году.

Юго-Осетинская Советская Демократическая Республика так же, как и ПМССР, с самых первых дней своего существования была вынуждена отстаивать свой суверенитет. Ещё до провозглашения независимости в ноябре 1989 года столица тогда ещё Юго-Осетинской автономной области город Цхинвали был взят в кольцо вооружёнными грузинскими националистами, руководил которыми будущий первый президент Грузии Звиад Гамсахурдия. Блокада продолжалась четыре месяца. Предпринимались попытки вооружённого штурма города, которые были отбиты. В результате  истязаний, которым подвергались водители и пассажиры осетинской национальности останавливаемых грузинскими боевиками автомобилей, погибло шесть человек, порядка четырёх сотен получили телесные повреждения.

9 декабря 1990 года, спустя почти три месяца после провозглашения независимости, прошли первые выборы в Верховный Совет ЮОСДР. Присутствовавшие наблюдатели из других республик Союза отмечали, что голосование проходило без существенных нарушений, с соблюдением действующего законодательства. Через день грузинские власти организовали провокацию на одной из центральных улиц Цхинвала, в результате которой погибло три человека и ранено двое. Тбилиси вводит в городе и близлежащем Джавском районе комендантский час, а в ночь с 5 на 6 января следующего года направляет в Южную Осетию спецподразделения милиции и национальную гвардию, состоявшую из всё тех же боевиков Гамсахурдия, занимавшихся разбоем на трассе, ведущей в Цхинвал, в ноябре 1989-го – марте 1990 года.  Началась активная фаза грузино-осетинской войны, продолжавшейся до 14 июля 1992 года, когда согласно подписанным Ельциным и Шеварднадзе Дагомысским соглашениям в зону конфликта вошли Смешанные миротворческие силы, состоявшие из российского, грузинского и осетинского контингентов. К слову, в некоторой степени тамошний миротворческий формат походил на тот, который ныне существует в зоне молдо-приднестровского конфликта. Правда, есть одно отличие – осетинский контингент был представлен военнослужащими из Республики Алания-Северная Осетия, то есть из Российской Федерации. Что произошло дальше после прихода к власти в Грузии Михаила Саакашвили, ещё живо в памяти. Сначала в отношении Южной Осетии была введена экономическая блокада, а затем предпринята попытка и силового решения конфликта. Операция «Чистое поле» (уже само её название говорило о том, что пощады жителям Южной Осетии ждать от грузинских властей не приходилось)провалилась. Вмешалась Россия, принудившая Тбилиси к миру.

«Когда была война в Южной Осетии, в Приднестровье было сформировано пять военно-строительных отрядов, которые были направлены для восстановления Цхинвала. В частности, нашими строителями был восстановлен Дворец Республики в Цхинвале. Когда стало известно о нападении Грузии, было очень много добровольцев, готовых защитить южноосетинский народ от грузинской агрессии. Но благодаря российской помощи её удалось  остановить в самое кратчайшее время», – вспоминал в беседе с корреспондентом газеты «Приднестровье» официальный представитель Южной Осетии в Приднестровье Сергей Сураго.

26 августа 2008 года Президент России Дмитрий Медведев подписал указы о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. Впоследствии оба государства были признаны ещё несколькими государствами – членами ООН – Венесуэлой, Никарагуа, Вануату, Науру и Тувалу (под нажимом США и Австралии затем отозвала своё решение о признании).

За два года до этого события, 14 июня 2006 года, президенты Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии на саммите в Сухуме в дополнение к уже имевшимся двухсторонним подписали трёхсторонний Договор «О дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи», а также Декларацию о создании Сообщества «За демократию и права народов». После признания Россией суверенитета Южной Осетии и Абхазии появились скептики, которые предрекали быстрое исчезновение этой международной организации. Однако, как заметил Сергей Сураго, они просчитались.

«Сообщество  «За демократию и права народов» существует. Его Межпарламентская ассамблея по-очерёдно проводит свои заседания, – отметил Сергей Сураго. – Руководит ею Григорий Степанович Маракуца. Исполнительный комитет Сообщества наработал огромную правовую базу. Много подписано документов. Одним из них как раз и были созданы официальные представительства. За два десятилетия нашего плодотворного сотрудничества заключено очень много соглашений в различных направлениях – в области правового обеспечения, экономического, культурного, гуманитарного».

Югоосетинский дипломат добавил: «Наша дружба проверена временем. У нас есть нормальные дипломатические отношения, оформленные в виде официальных представительств. Поэтому нельзя говорить, что наши отношения носят какой-то спорадический характер. Они выстраиваются на системной основе. Все задачи, которые ставит руководство Южной Осетии перед официальным представительством, мы стараемся выполнять. Мы поддерживаем постоянный контакт с министерством иностранных дел Приднестровья и информируем руководство Южной Осетии о процессах, происходящих в ПМР, в том числе о новых блокадных мерах со стороны Молдовы и Украины. Югоосетинское руководство всегда в курсе событий и всегда держит руку на пульсе».

Официальные представительства Приднестровья в Цхинвале и Южной Осетии в Тирасполе появились после подписания в 2007 году соответствующего протокола. Это было отправной точкой дипломатических отношений между двумя государствами, но не было началом их сотрудничества. Первые контакты между югоосетинскими и приднестровскими представителями были налажены ещё 25 лет назад. Потом после окончания в 1992-1993 годах боевых действий в Южной Осетии, Абхазии и Приднестровье была предпринята первая попытка создания международной организации, к которой намеревались также присоединиться ещё три непризнанных государства – Нагорный Карабах, Республика Сербска и Сербская Крайна. Последняя была уничтожена военным путём в 1995 году. Республика Сербска после Дейтонских соглашений стала частью хитросплетённого государственного образования Босния и Герцеговина, а Нагорный Карабах получил статус наблюдателя в созданных позднее Приднестровьем, Абхазией и Южной Осетией межгосударственных структурах. О том, что отношения Приднестровья с этими тремя государствами постсоветского пространства развиваются, свидетельствовало и присутствие их официальных делегаций на праздновании 25-летия со дня образования Приднестровской Молдавской Республики. В делегацию Южной Осетии, например, вошли министр иностранных дел Казбулат Цховребов и председатель комитета парламента по внешней политике и межпарламентским связям Игорь Кочиев. В рамках своего визита в Приднестровье представители Южной Осетии встретились с Президентом ПМР Евгением Шевчуком и главой внешнеполитического ведомства Ниной Штански. В эти же дни приднестровская делегация во главе с заместителем Председателя Правительства по вопросам правового регулирования и взаимодействия с органами государственной власти Александром Кисничаном побывала в Южной Осетии, где была принята главой Правительства Доментием Кулумбеговым и его заместителем Эриком Пухаевым.

«Приезд нашей делегации на празднование 25-летия со дня образования Приднестровской Молдавской Республики важен прежде всего с политической точки зрения, – сказал в интервью Сергей Сураго. – Во время встречи с Президентом Евгением Шевчуком глава МИД Южной Осетии сказал, что на любой площадке, где это возможно, – на российской или европейской площадке,  мы будем акцентировать и обозначать, что есть Приднестровье – независимое государство со своими атрибутами власти, которое утвердилось самой жизнью. Есть такой принцип, что если государство просуществовало больше 20 лет, то оно состоялось.  Гости из Южной Осетии  были удивлены, как радикально изменилась столица. Происходит строительный бум, обновление зданий, улучшение инфраструктуры, развитие здравоохранения, реализация российских проектов в народном образовании. Члены осетинской делегации были приятно удивлены и немного завидовали этому. Также их поразила сама атмосфера спокойствия. Несмотря на все трудности, которые переживает Приднестровье, здесь царят мир и спокойствие. Это исключительная заслуга России. Югоосетинские гости отмечали, что такого праздника они ещё нигде не видели. Заполненная площадь во время праздничных мероприятий говорит о том, что у людей есть любовь к своему краю, к своей республике и они едины в порыве».

Как отметил в беседе с корреспондентом газеты «Приднестровье» официальный представитель Южной Осетии в Приднестровье, ещё одним подтверждением того, что отношения между Цхинвалом и Тирасполем продолжают развиваться, является подготовка нового, несколько расширенного по сравнению с предыдущим, двухстороннего договора о сотрудничестве. «Мы хотим его обновить в сторону социально-экономического сотрудничества. Какие будут практические шаги по реализации планируемого договора – покажет время», – заметил по этому поводу Сергей Сураго.

Также во время последнего визита в Тирасполь югоосетинской делегации прошла встреча Игоря Кочиева с Председателем Верховного Совета ПМР Михаилом Бурлой, во время которой была достигнута договорённость о присутствии на выборах 29 ноября наблюдателей от югоосетинского парламента. Одновременно ЦИК Приднестровья получил предварительное уведомление о направлении наблюдателей Центризбиркомом Южной Осетии.

Правда, на отношения между двумя странами в последнее время оказывают влияние внешние факторы – усиление блокадных мер в отношении Приднестровья со стороны Украины и Молдовы. Наша газета уже сообщала о том, что возвращавшиеся на родину с празднования 25-летия Приднестровской Молдавской Республики югоосетинская и абхазская делегации были задержаны представителями пограничных властей Республики Молдова.

«На наши отношения повлияла внешнеполитическая обстановка. Прежде всего это невозможность нашего активного сотрудничества, как это было раньше. Война на Украине создала препятствия для приезда сюда осетинских представителей, – заметил Сергей Сураго по этому поводу. – Сегодня дорога в Приднестровье через Украину для югоосетинских представителей закрыта.  Сегодня югоосетинский народ может поддержать Приднестровье политически, потому что возможности по конкретизации и наполнению наших отношений нет по объективным причинам. С одной стороны, Приднестровье зажато Украиной, с другой – Молдовой. Но югоосетинский народ делает всё возможное для того, чтобы быстрее пришло признание Приднестровской Молдавской Республики».

В заключение беседы официальный представитель Южной Осетии в Приднестровье подчеркнул: «Я хочу поблагодарить руководство республики за то, что оно на самом высоком уровне приняло нашу делегацию. Хочу пожелать всему народу Южной Осетии прежде всего процветания и благополучия, мирного неба, а также, чтобы наши отношения, которые насчитывают 25 лет, и дальше развивались, укреплялись, набирались сил. Мы пройдём через все трудные времена, главное, чтобы сохранились наша дружба, сотрудничество и взаимопонимание. Чтобы наши народы были сплочённые и единые не только в радостные минуты, но и в трудное время. Представляя здесь интересы Республики Южная Осетия, я верю, что Приднестровская Молдавская Республика будет признана. Это неизбежный процесс».

Александр Никитин.

Новые статьи

У вас будет ребёнок

Обозревая свежую почту, главный редактор посчитал нужным остановиться на...

Спасение Базилики

В древней венгерской столице городе Эстергоме на южном высоком...

Старый Тирасполь в новом качестве

Есть круг людей, которых не нужно убеждать в том,...

Арфа, завёрнутая в газету

Нет и не может быть ничего в исторической науке...

Стать глубже на спектакль

Побывав на премьере спектакля народного драматического театра в бендерском...

Архив