Цветы, поздравления, добрые слова, полные уважения и благодарности. Улыбки, воспоминания повзрослевших учеников, разговоры с нынешними. В современной школе есть несколько таких торжественно-приподнятых, праздничных дней. День учителя, первое сентября, последний звонок.
А потом продолжаются рабочие будни. Иногда такие, про которые хочется сказать строчкой из классика: «И дольше века длится день». Как это часто бывает, каждый понимает ее по-своему.
Непроверенные тетради, учебные журналы, планерки. Календарно-тематическое планирование, поурочное планирование, планы-конспекты, рабочие программы, журналы взаимопосещений. Отчеты о проделанной работе, контроль знаний, контроль посещаемости. Теперь к этому вполне будничному списку учителя добавились еще передовые учебно-образовательные порталы для преподавания в режиме онлайн. Moodle, «Классрум». Сфотографированные и пересланные домашние задания мелким убористым почерком через «Вайбер». Долгие и нудные решения вопросов по домашнему заданию и вообще усвоению хоть какого-то материала с учениками, у которых нет Интернета, которые забыли или не помнили. С родителями, которые не согласны с оценкой своего ребенка за контрольную, потому что он болел. Кофе, кофе, кофе.
Когда я в 22 года впервые пришел работать в школу, весь сентябрь меня не покидало состояние прострации. То же самое чувствовали и мои коллеги-ровесники, в их усталые головы закрадывались сомнения о правильности выбранного пути. Ритм работы образовательного учреждения похлеще, чем на заводе. Лишь спустя пару месяцев я перестал выдыхаться к третьему уроку и хоть чуть-чуть успевать за старшими педагогами. Некоторые из них уже давно на пенсии, но при этом они могут поддерживать быстрый школьный ритм, а я – с большим трудом.
Вот поэтому существует тенденция, что молодые учителя уходят из школы, не проработав в ней и года. В ответ на это какой-нибудь номенклатурщик улыбается: «А что вы хотели, учитель – это призвание!». В корне не согласен с подобным посылом. Понятия о современном учителе и о классическом разные, как суша и вода (это уже цитата не из Пастернака, а Цветаевой). Вот из-за такого подхода у нас сейчас и в большом дефиците учителя химии, физики, постепенно уходят из школы немецкий и французский языки. По этим дисциплинам нет сменяемости поколений. Потому что кто-то когда-то сказал дежурную фразу про призвание. Сказать по правде, вряд ли у кого-то на роду было написано стать бухгалтером, и он ассоциирует эту должность с «призванием». Мне повезло: старшие коллеги-преподаватели не говорили высокопарных слов, а на пальцах терпеливо объясняли, как работает система, за что им большое спасибо. Без этого никакой молодой учитель в тонкости профессии никогда не вникнет. Можно поменять десятки школ в качестве мест работы, но так и не постигнуть эту тайну работы учебного заведения.
Пожалуй, Сократ был одним из лучших учителей мира, но смог бы он работать в современной школе? Сумел ли бы Сократ сдать в срок календарно-тематическое планирование и рабочую программу? А что насчет «контро-ля результатов освоения учебной дисциплины», уважаемый древнегреческий философ? Какую бы учительскую категорию присвоили бы ему? А почему это у вас не заполнен журнал 8 «А» класса? В общем, пришлось бы Сократу сначала с документацией разобраться, а уже потом обучать Платона, Ксенофонта и кого бы то ни было, и объяснять им, почему не стоит ехать на заработки в Чехию.
Уже много лет учителям время от времени обещают, что их избавят от бесчисленных листов малопонятной документации с зубодробительными формулировками вроде «комплект контрольно-оценочных средств текущего контроля знаний, умений обучающихся предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины…». Сейчас, когда часть уроков проходит в удаленном режиме, их тоже необходимо как-то учитывать, так что бумажной работы прибавилось. А еще прибавилась вторая смена в школе.
Пропустив все это через себя, учитель идет на урок. И там ему надо быть не просто учителем, а мотиватором, посредником, консультантом, рассказчиком, организатором, исследователем и еще много кем. То же касается и школьных администраторов, многие из них потребляют не меньше кофе. Директорам и завучам приходится ежедневно удерживать позитивную эмоциональную обстановку во всем этом дружном коллективе или в последний момент искать замену неожиданно уволившемуся преподавателю географии.
А завтра мы прочтем в социальных сетях дискуссии родителей о дистанционном обучении: дескать, не учение, а мучение, мамам и папам тоже приходится вникать в учебный материал… Кажется, нынешние родители забыли, как должно проходить выполнение домашнего задания. Если бы отец не заставлял меня штудировать параграф по истории и текст по английскому чуть ли не наизусть, то школа тоже воспринималась мной как мучение. Кстати, когда сетуют на минусы онлайн-обучения, я задаю ответный вопрос – разве вы забыли о существовании библиотек? Или слишком сложно?
Да, и учителям, и родителям, и школьникам сейчас сложно. В такое время менее всего стоит вступать в конфликты по поводу и без, а лучше стараться находить компромисс. Учителя – не большие любители головной боли, гораздо более они любят консенсус. По этой причине есть совет родителям: вместо очередного «А почему у моего ребенка «2»?» попросите дополнительное задание. Будьте уверены, это всем пойдет на пользу.
А пока – День учителя, цветы, добрые слова благодарности. Настает следующий день. Два урока, потом «окно», потом еще три во вторую смену и доклад на конкурс педагогического мастерства, который необходимо переделать. Полагаю, что пребывание в мире, в спокойном состоянии возможно не только в этот праздник.
Андрей РАДЛОВСКИЙ, корреспондент.