Многие политологи и даже местные писатели (З. Кожелупенко, «Приднестровье», 18 августа) называют наше Приднестровье «осколком» бывшего Советского Союза и даже «крохотным». С чем я как гражданин категорически не согласен, ибо осколок что-то разящее, режущее… Мне, географу, наша республика представляется островом, причём непотопляемым, не поддающимся никаким политическим штормам.
Бывший СССР (его площадь составляла более 22 млн квадратных километров!) уступал по площади только Африке и, собственно, Евразии. Имея в виду эти размеры, мы действительно очень малы, но не крохотные, как это хотят представить некоторые политические деятели, создавшие почву для гигантского националистического землетрясения, что от этой тектонической плиты действительно откололись (от слова «осколок») 15 республик, вообразивших себя дико самостоятельными, суверенными (брали суверенитета, кто сколько мог, по определению Б. Ельцина).
В итоге – правительства новых государств, разжигающие рознь народов на националистической идее, в основном, на так называемой «русской оккупации». Я не слишком осведомлён, что происходило во всех «братских» союзных республиках. Но хорошо помню, что творилось в Молдове. Насильственное внедрение румынского флага и румынского языка на латинице, запрет русского и молдавского языков. Беспрецедентным было уничтожение советской символики, переименование названий улиц, искоренение русских имён (уважаемые Михаил Волонтир стал Михаем, Евгений Дога – Еужениу). Многие знаменитые писатели, актёры, учёные не миновали этой националистической приманки. А писательница Ларри, сыгравшая пиррову свадьбу с памятником Штефану Великому, договорилась до бредовой идеи: «Пусть у меня руки по локоть будут в крови, пока отсюда не уберётся последний манкурт (русский)…».
Народ Приднестровья ратовал за сохранение Советского Союза, потому и республику поначалу назвали ПМССР. В 1989 году по всем городам и селам прокатилась волна митингов и протестов против махрового национализма. Площадь Суворова за всё время существования ещё не знала такого стечения свободолюбивого народа в поддержку своего государства. Не буду дублировать современную историю Приднестровья, её мы знаем и помним. Но в её контексте мы никогда не были «крохотным осколком». Наша республика протянулась узкой полосой вдоль Днестра (отсюда и название республики) более чем на двести километров, площадью в 4193 квадратных километра. И как географ могу констатировать, что ПМР по занимаемой площади больше, по крайней мере, 20 государств: материковых – Люксембург, Лихтенштейн, Андорра, Сан-Марино, Монако, Бахрейн, Сингапур; островных – Маврикий, Мальта, Гренада, Науру, Маршалловы острова, Тонга и другие.
Конечно, площадь – не главный показатель, главное – это народ (даже не его численность) и его национальные идеи братства, равноправия, демократии. Приднестровье являет миру многонациональное государство с тремя равноправными языками (молдавский, русский, украинский). Здесь действуют три издания на государственных языках – «Адевэрул нистрян», «Приднестровье», «Гомiн», что уже вызывает гордость за нашу республику. У нас нет проявлений национализма. С нашим миролюбивым и трудолюбивым народом мы бы могли процветать при нашей инфраструктуре, природных и экономических условиях. Есть существенная моральная и гуманитарная поддержка великой России. Нам не хватает признания мирового сообщества.
ЮРИЙ ПОРОЖНЯКОВ,
член союза журналистов ПМР.