Есть в истории ключевые события, даты, определившие судьбу народа на много лет вперед.
В истории нашего края и государства к таковым, без сомнения, относятся 988 год, 29 декабря (9 января 1792 г. – по новому стилю) 1791 г., 12 (23) января 1793 г., 16 (28) мая 1812 г., 25 октября (7 ноября) 1917 г., 9 апреля 1918 г., 12 октября 1924 г., 28 июня 1940 г., 22 июня 1941 г. и 9 мая 1945 г., 2 сентября 1990 г., 26 декабря 1991 г.
Подписание мирного соглашения между Российской и Османской империями в Яссах 29 декабря 1791 г. положило конец не только четырехлетней русско-турецкой войне, оно явилось рубежом в истории целого ряда народов.
Договор закрепил за Россией всё Северное Причерноморье, включая Крым, усилил её политические позиции на Кавказе и Балканах. К России отошли земли между Южным Бугом и Днестром, по которому была установлена новая граница. На Кавказе восстанавливалась граница по реке Кубань. Турция отказывалась от претензий на Грузию и обязалась не предпринимать каких-либо враждебных действий против грузинских земель. Статья 3-я договора определяла, что «между Империею Всероссийскою и Портою Оттоманскою пребудет границею река Днестр, так, что все земли, на левом берегу помянутой реки лежащия, имеют остаться вечно в совершенном и безпрепятственном владении Всероссийской Империи».
Так Приднестровье второй раз в истории (со времен Киевской Руси) стало частью русского государства. Чтобы по достоинству оценить произошедшее, стоит лишь вспомнить, что представляло из себя Южное Приднестровье до прихода русских солдат (северная часть, вплоть до реки Ягорлык, вошла в состав России по второму разделу Речи Посполитой, 12 (23) января 1793 г.).
Это была чрезвычайно малонаселенная область, где кочевали воинственные степняки-ногайцы, регулярно опустошавшие редкие поселения. Под самым боком, в крепостях по Днестру, находились турецкие гарнизоны. Каушаны являлись резиденцией крымского хана, Буджакской орды. Укрыться от воинственных соседей было почти невыполнимой задачей для немногочисленных жителей края. Завидев врага, поселяне прятались в камышах, колючих зарослях терновника, в лесах, о чем сохранилось немало народных преданий.
Показательно, что со времен Дикого поля, как называли и сам край, и весь исторический период, предшествовавший освобождению от иноземного и иноверного ига, до нас не дошло почти никаких памятников материальной культуры (если не считать погребений кочевников и нумизматического материала). Дома и даже церкви строили из самана, кровлю крыли камышом. Все эти строения, естественно, были недолговечны и перестали существовать уже в ХIХ веке, когда большинство храмов заменили на новые, каменные, – зримое свидетельство стабильной жизни, целого периода, начавшегося после создания Новороссии. Ясский мир, таким образом, положил конец временам степного лихолетья, миру воинственных кочевников, и явился началом мира нового, цивилизованного, под сенью двуглавого орла.
Став юго-западной границей России, Приднестровье приобрело значение форпоста. Не случайно земли эти активно заселялись бугским, черноморским казачеством, людьми, привыкшими владеть оружием и держать порох сухим на случай новых посягательств со стороны Османской империи и её вассалов. Лишь после подписания Бухарестского мира в 1812 году граница России передвинулась на Прут. Однако Днестр вновь стал пограничной рекой после оккупации Бессарабии Румынией в 1918 году.
На протяжении 230 лет, прошедших со дня заключения Ясского мира, на территории Приднестровья формировалась новая этнокультурная общность – приднестровский народ. Его многонациональный состав, особый духовный склад, образ мысли, политическая культура, гражданское самосознание предопределили решение, принятое 2 сентября 1990 года.
Слишком глубоко в народную память врезался период беззакония, бесправия, связанный с иноземным господством, как во времена Дикого поля, так и в годы немецко-румынской оккупации с 1941 по 1944 годы. И слишком ясно осознается приднестровским народом созидательная, мироустроительная роль России.
Михаил Фернет.