КО ДНЮ ВЫВОДА СОВЕТСКИХ ВОЙСК ИЗ АФГАНИСТАНА
Лавина
В жизни каждого человека есть такие события, о которых помнится, будто это было вчера. Вот и со мной, 19-летним солдатом, произошел случай, который глубоко потряс меня и оставил навсегда след в моей жизни.
Речь идёт о советско-афганской границе в горах Памира. Задачу по ее охране на этом участке выполнял знаменитый и известнейший на весь Советский Союз 66-й Краснознамённый погранотряд. Условия тяжелейшие! Мало того, что служба в горах требовала огромных умственных и физических затрат, при нехватке кислорода, так ещё в Афганистане полным ходом шла гражданская война. Фактически она у нас была на пороге. Обстановка сложилась максимально приближенной к боевой. Так вот, весной я и младший наряда получили приказ нести службу на замаскированном посту наблюдения, который находился в трёх километрах от заставы на крутом склоне горы. Стояла задача не допустить безнаказанного нарушения государственной границы, следить за всеми передвижениями и действиями на сопредельной территории.
Зарядили оружие. Вышли на границу и двинулись в направлении поста. Иду первым. За мной, метрах в пятидесяти, движется младший наряда. По дороге время от времени останавливаемся и осматриваем местность. Вот и пост показался. Незаметно поднимаемся туда, устраиваемся, докладываем по телефону о прибытии на место. Бинокли в руках, автоматы рядом, журнал наблюдения на столе. Обзор широкий. Хорошо просматривается афганский кишлак под названием Нусай и прилегающая к нему территория. Всё как на ладони.
Прошёл час. Тишина. На той стороне, как ни странно, всё спокойно. Пошёл второй. Журнал для записей чистый. Удивительно даже! Уже от наблюдения в бинокль стали болеть и слезиться глаза. Третий час – никого.
А накануне с пограничной вышки у реки видел, как в афганский кишлак верхом на коне въехал человек на вид лет так тридцати пяти. С ружьём. Местных мы знали всех в лицо, а этот был чужой. Я проследил, в какое жилище он проследовал, и понял, что это приехал жених за невестой. Хижина, где он остановился, была совсем близко от пограничной реки Пяндж, разделявшей наши государства. Семья там была большая. Детей, наверное, человек двенадцать. Невесте – тринадцать-четырнадцать лет. Да, это правда! В таком возрасте афганцы отдают замуж своих дочерей. В кишлаке начались свадебные хлопоты.
Это отступление было мне крайне необходимо, чтобы понятнее изложить свои воспоминания и заставить задуматься читателя, какие повороты готовит судьба в жизни человека и его окружении.
Сижу, наблюдаю в бинокль за сопредельной территорией. Каждые 15 минут докладываю на заставу об обстановке. Вижу, по склону горы, по узенькой тропке, спускается подросток. За спиной – охапка хвороста, которую собирал на верхнем плато для тепла и приготовления пищи. Я его знал. Он был братом невесты. Сделал контрольную запись в журнале наблюдения. Смотрю по сторонам. Обычная картина. Медленно поднимаю бинокль вверх и осматриваю снежные вершины гор. Там вечная зима. Всё тихо и спокойно. Вдруг пласт подтаявшего снега у вершины отделился от основной массы и стремительно пополз вниз. Образовалась лавина, стремительно несущаяся прямо на тропу, где находился мальчишка. У меня внутри всё похолодело. «Беги, беги», – шепчу я ему, словно он мог услышать. Лавина, увлекая за собой камни, снег и песок, ширилась на глазах. Парнишка беспечно идёт и не знает, что ему осталось жить несколько минут. С тропы, где он находился, из-за отвесной скалы не было видно сползающей лавины. Я оцепенел, прижав к глазам бинокль. Неотрывно смотрю то вверх, то вниз на тропу. Вот уже до моего слуха стал доноситься жуткий рёв и рокот сползающей лавины, усиливающийся по мере её приближения к подножию. Что же делать? Я абсолютно бессилен помочь. Нас разделяет пограничная река. Да и поздно уже.
Мальчик услышал гул, а затем и увидел летящий на него вал горной породы. Он всё понял. Ещё несколько минут – и всё будет кончено. Сбросил вязанку хвороста, упал на колени, стал молиться и ждать смерти. Держа бинокль у глаз, я медленно опустил голову вниз, не в силах больше наблюдать за этим. Через минуту-другую грохот исчез. Дрожащими руками я медленно прислонил бинокль к глазам. Лавина бесследно снесла тропу вместе с мальчиком и сползла в реку Пяндж, почти наполовину перекрыв её русло. Всё было кончено.
Подняв глаза, я увидел молчаливые верхушки невинных скал, которые равнодушно блестели снежной белизной, синее небо и медленно парящих в нём орлов. Вот он какой, Памир! Непредсказуемый, многоликий и коварный.
Спустя несколько дней жители кишлака восстановили тропу, и я сам видел, как из него выехал всадник на коне с ружьём, а поперёк седла сидела совсем юная невеста.
Владимир ДЕНИСЕНКО. г. Бендеры.
Республиканская общественная организация «Ветераны войны, труда и Вооруженных сил Приднестровья» в День памяти и славы воинов-интернационалистов поздравляет всех участников тех событий.
Особые слова благодарности хочется выразить членам нашей организации, которые выполняли интернациональный долг, а сейчас возглавляют ветеранские организации:
г. Днестровск – Марченко Сергей Николаевич – участник афганских событий. Награжден орденом Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги».
г. Дубоссары – Багнибов Виктор Иванович – принимал участие в событиях на Кубе.
г. Слободзея – Орзул Виктор Федорович – почетный член президиума ветеранской организации Слободзейского района, участник афганских событий. Награжден медалью «За боевые заслуги», орденом «За безупречную службу».
г. Рыбница – Цвинкайло Петр Станиславович – участник афганских событий. Награжден орденом РФ «За боевые заслуги», орденами Красной Звезды, «За службу Родине».
В республиканской общественной организации «Ветераны войны, труда и Вооруженных сил Приднестровья» состоят на учете 22 ветерана афганских событий и 22 ветерана, выполнявшие интернациональный долг в других странах (16 стран). Все они принимают активное участие в работе с ветеранами и молодежью по военно-патриотическому воспитанию, за что им большое спасибо.
Сегодня мы выражаем слова благодарности министерству обороны ПМР и МС РФ за их внимание к нашим ветеранам и организацию многих мероприятий, на которых им всегда выказывают уважение.
С. Бахчеван, председатель РОО «Ветераны войны, труда и Вооружённых сил Приднестровья», член координационного совета КРОД ОНФ.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
✓ В 2011 году Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики 15 февраля объявлено Днем памяти и славы воинов-интернационалистов.
✓ В этот день в столице на Мемориале Славы у памятника воинам-«афганцам» проходит митинг-реквием в память о погибших на земле Афганистана солдатах и офицерах.
✓ 620 тысяч советских бойцов несли службу на афганской территории.
✓ В военных действиях в Афганистане участвовали 2 200 приднестровцев, 54 из которых не суждено было вернуться домой живыми.
✓ За успешное выполнение боевых задач в восьмидесятые годы прошлого столетия государственные награды получили 206 тысяч человек, больше половины из которых – сержанты и солдаты.
✓ В 1991 году изданием «Красная звезда» был опубликован список стран, в которые вводились советские войска.
✓ Самый известный памятник воинам-интернационалистам в стране был установлен в 2004 году в Москве.
✓ В 2017 году в прикладе старого учебного автомата АК-47 обнаружили записку времен войны в Афганистане. Произошло это во время сдачи приднестровскими милиционерами зачета по знанию материальной части оружия и основ стрельбы. Представители комиссии столкнулись со странной неполадкой при разборке учебного автомата Калашникова, который уже 20 лет стоит на балансе ведомства – в его прикладе застрял пенал. Чтобы вытащить его, приклад пришлось разобрать, и в одном из его отсеков нашли плотно скрученный листок бумаги. На нем неровным почерком было написано: «Командиру подразделения. Район Шинданды –110 духов. Каньон – Хана. Пишу открытым текстом – мы в окружении, больше держаться нет сил, духи всё наседают. Тот, кто найдет этот автомат, должен передать секретные сведения в Генштаб СССР. Командир роты подполковник Яковенко. Зам. командира роты капитан Жозлотин. 23.06.1983 год. 16.00».
Мы с тобой отслужили давно,
Тридцать лет по гражданке гуляем,
Но когда нам с тобой тяжело,
Всё равно про Афган вспоминаем.
Вспоминаем бетонку с тобой
И обстрелы колонн в Кандагаре,
Вспоминается первый наш бой
И, конечно, ребят вспоминаем.
Открывая армейский альбом,
Смотришь в их загорелые лица…
Как хотелось собрать за столом
Всех, кто смог и сумел возвратиться.
Помянуть наших павших друзей
И покрепче со всеми обняться,
А потом под гитару пропеть
Про афганское наше братство!
Сам не знаю, но я почему-то
С теплотой вспоминаю Афган,
Хоть принёс много горя и боли,
И душевных мучительных ран.
И пусть годы промчалися быстро,
Только в душах у нас навсегда,
Словно огненным обелиском,
Эти буквы горят – ДРА…
Эдуард Малявин.