В настоящем мы не придаем лишнего внимания тем фактам, которые будут цениться, когда мы сами станем прошлым. Особенно это отражается в фотографии. Сегодня, фотографы не дадут соврать, снимок как-то обесценился, стал чем-то обыденным, тем, что может позволить себе каждый обладатель мобильного телефона с камерой. Только долгая работа над фотографией, или, наоборот, невероятная случайность, могут подарить действительно стоящую фотокарточку.
Когда способ получения фотографии считался гораздо более тяжелым (проявка пленки в темной комнате чего только стоит), ценность фото также увеличивалась. Фотографировали далеко не все подряд, а люди (например, послевоенных лет) старались выглядеть перед камерой как можно серьезнее. Что же касается фотокорреспондентов и просто любителей фотодела, то они запечатлевали какие-то знаменательные события или праздничные даты, будь то шествие на 1 Мая или праздник на заводе. Но были и исключения.
В интернет-группе «Старый Тирасполь» я наткнулся на подборку фотографий Дмитрия Захаровича Перекрестенко (1928-2014). О нем более подробно нам рассказал его внук, приднестровский дизайнер Дмитрий Галанин. «Фотографией он увлекался еще с 1950-х годов, в качестве хобби, но по любительским меркам – весьма серьёзно, – говорит он. – Кроме фото в числе увлечений была киносъемка».
Одним из самых интересных снимков из коллекции оказался памятник А.В. Суворову, который стоит далеко не на своем привычном месте в центре Тирасполя, а за пятиэтажками на улице Федько (сам Дмитрий Захарович тогда жил в этом районе). Так фон для памятного фото ребенка оказался по совместительству, без шуток, историческим этюдом из тираспольской жизни.
Это похоже на почти фантастику об оживающем Александре Васильевиче, который за ночь сбежал с собственного постамента и доскакал с площади до одного из районов столицы… Почти что пушкинский «Медный всадник»!
Но все довольно прозаично: там располагалась площадка, где заканчивали строительство монумента.
Публикация вызвала живые воспоминания старожилов. «На фото дом Федько, 22, где я жил, – пишет Алекс Бурмистров. – На Суворове мы в детстве в ловитки играли, пока он был в лесах». Добавляет Евгений Нешер: «Помню, что Суворов строился за забором, но сквозь щели можно было наблюдать все этапы строительства. Помню, у скульптора был «Опель Аскона», который он ремонтировал, поставив его на бок, на большие покрышки от трактора…».
Ну и не обойдемся без напоминания о памятнике. Он установлен в 1979 году, скульпторы – братья Владимир и Валентин Артамоновы из Москвы.
Из других фотопленок Дмитрия Перекрестенко стоит отметить снимки зданий кинотеатров. Этим, кстати, грешили многие фотографы, и сейчас мы можем с легкостью отследить, в каком году был сделан тот или иной снимок по афишам фильмов. В кинотеатре имени Октябрьской революции (нынешняя «Плазма»), если приглядеться, можно увидеть анонсы кинолент «Теща» и «С тобой и без тебя». Оба фильма сняты в 1973 году, но, возможно, в советских кинотеатрах крутили их в 1974-1975 гг. В этой же подборке есть фото Дома Советов, который еще не обзавелся курантами и елками перед зданием.
Плакат «Достойную встречу XXIV съезду КПСС!» на грузовике отсылает нас к 1971 году. Выглядит церемония достаточно необычно: парень с девушкой, стоя на крыше автомобиля, держат серп и молот, а на бампере ГАЗа закреплен портрет Владимира Ленина. Интересно, как реагируют на такие фотографии нынешние школьники?
В нашей газете есть рубрика «Фото недели». Полагаем, что у наших читателей есть и ретроспективные фото: если у вас есть фотокарточки с интересными моментами из истории нашего края или просто редкие снимки, мы будем рады их опубликовать.
Андрей РАДЛОВСКИЙ.
Фото: Дмитрия Захаровича Перекрестенко