Мирный, созидательный путь, который избрали в Приднестровье, не устраивал руководство Молдовы.
Официальный Кишинев выбрал в качестве главного метода выстраивания взаимоотношений силовое давление на молодую республику.
22-23 августа спецслужбы Молдовы захватили приднестровских общественных и государственных деятелей В. Боднара, Г. Попова, Г. Пологова и И. Мильмана, что вызвало незамедлительную реакцию всего приднестровского общества.
В связи с захватом спецназом Молдовы депутатов-приднестровцев, 23 августа было сделано заявление Верховного Совета ПМССР, направлены обращения в адрес Президента СССР, Верховных Советов и президентов союзных республик.
Карательные меры, предпринимаемые Кишиневом, вызвали мощный протест в народных массах, придав дополнительный импульс процессу государственного строительства в Приднестровье. 25 августа была принята Декларация о независимости Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики. Видя произвол со стороны официального Кишинева, люди сплотились вокруг идеалов справедливого государства, интернационального братства. В Приднестровье проходили митинги в поддержку захваченных депутатов.
В конце августа молодую республику потрясло новое известие: в застенки полиции попали Председатель ПМССР Игорь Смирнов, ряд депутатов Верховного Совета, руководители Гагаузской Республики.
Игорь Смирнов был захвачен спецслужбами РМ в Киеве, когда собирался сесть в автомобиль Верховного Совета Украины, прямо возле выхода из гостиницы. «Я был в общем-то спокоен, потому что никаких законов СССР не нарушал, – вспоминал Игорь Николаевич, – потому что всё мы делали для народа и по решению самого народа. Был уверен, что товарищи не бросят на произвол судьбы».
И Председатель ПМССР не ошибся. С этого момента начинается масштабная борьба приднестровцев за освобождение своих лидеров.
1 сентября был создан женский забастком во главе с Г. Андреевой. В этот день на столичной площади перед Домом Советов собрались тысячи тираспольчанок. Участницы митинга приняли резолюцию, в которой говорилось о намерении организовать сбор подписей в защиту республики, направить делегацию женщин на съезд народных депутатов СССР для передачи требований о защите приднестровцев от произвола кишиневских властей, отправить представителей в Кишинев с требованием немедленного освобождения депутатов Приднестровской МССР.
Едва появилась резолюция, колонна тираспольчанок отправилась на железнодорожный вокзал. Добиваясь освобождения всех задержанных, женщины сели на рельсы, перекрыв движение поездов на Молдову. Началась блокада железной дороги женщинами с требованием освобождения арестованных депутатов.
О солидарности с тираспольчанками заявили женщины Бендер, Дубоссар, Рыбницы. Даже «блокпосты», выставленные бастующими, впоследствии были перенесены на бендерский участок железной дороги.
Молдова несла серьезные убытки, и в конце концов интересы промышленников возобладали над политической конъюнктурой. К переговорам подключились директора предприятий с обеих сторон. Но только спустя месяц требования приднестровцев были удовлетворены.
1 октября под давлением общественности арестованные депутаты Приднестровья были освобождены. Пленников кишиневского СИЗО встречали жители всех населенных пунктов Приднестровья. Вышедших из машин Смирнова, Боднара, Попова, Топала и Кендигеляна (двое последних – депутаты от Гагаузии) буквально завалили цветами.
Так, благодаря сплочённости приднестровцев, героизму женщин забасткома молодой республике впервые удалось добиться выполнения своих политических требований.