30 лет назад, 1 апреля 1991 года, в республике был учрежден Агропромбанк «Приднестровский» с филиалами во всех ее городах и районах.
Его появление с подчинением напрямую Агропромбанку СССР явилось первой легальной основой для создания в Приднестровье собственной финансовой и банковской системы как автономной структуры от Республики Молдова в тогда еще едином государстве – Союзе Советских Социалистических Республик.
Чтобы понять значение столь важного исторического события для республики, не лишним будет вспомнить предшествующую сложившуюся социально-политическую и экономическую обстановку и сделанные в этом направлении первые шаги. Редакция газеты обратилась к одному из главных организаторов создания Агропромбанка – тогда первому заместителю Председателя Верховного Совета ПМССР по экономике, финансам и банкам Вячеславу Алексеевичу Загрядскому. И вот что он рассказал:
– На основании решения II Чрезвычайного съезда депутатов всех уровней Приднестровья от 2 сентября 1990 года об образовании Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики 22-25 ноября состоялись выборы в Верховной Совет, а 20 января 1991 года на III Чрезвычайном съезде депутатов всех уровней ПМССР были рассмотрены вопросы, связанные с состоянием общественно-политической обстановки в республике, подведены промежуточные итоги работы и поставлены задачи по ускорению формирования органов исполнительной власти. Согласно моим полномочиям, по второму вопросу повестки «О первоочередных задачах социально-экономического развития ПМССР», я сделал соответствующий доклад.
В докладе говорилось, что, занимая 12% общей площади территории МССР и имея население в размере 17% от всей ее численности, ПМССР обладала 23,5% промышленных предприятий и 16% подрядных и строительно-монтажных организаций. Объем произведенной продукции в 1990 году составлял около 32% от всей продукции, выпускаемой в Молдавской ССР. Одновременно вложения в социальную сферу Приднестровья исчислялись всего 11,5% от общего объема в республике. Также отмечалось, что бюджетная политика МССР в последние годы строилась на постоянном выкачивании финансовых средств из Приднестровья и замораживании местных бюджетов. Так, в 1988 году норматив отчислений в местный бюджет налога с оборота по Тирасполю составил 5,4%, в 1989-м – 3,7%, в 1990-м –1,8% (при росте абсолютной величины общего контингента этого налога).
В попытках «залатать» дефицит бюджета Молдова в нарушение Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» установила налог на прибыль в размере 48% (при предельной ставке 45%). Не соблюдался и Закон СССР «О местном хозяйстве и местном самоуправлении»: в республиканский бюджет зачислялись отдельные статьи доходов, находящиеся в исключительном ведении местных бюджетов.
Пришло время сконцентрировать внимание на принятии основополагающих законов ПМССР в экономической и социальной сфере. 1 февраля 1991 года Верховный Совет принимает Постановление «О введении в действии Закона ПМССР «О Государственном банке ПМССР и о порядке применения Закона СССР «О банках и банковской системе на территории ПМССР; «О введении в действие Закона ПМССР «О бюджетной системе». К 9 марта в основном были решены организационные вопросы по структуре исполнительных органов власти. Председателя республики как главу государства И. Смирнова одновременно наделили функциями руководителя Правительства ПМССР, Председателем Верховного Совета был избран Г. Маракуца, его первым заместителем – В. Загрядский. Мне надлежало координировать вопросы экономики, финансов и банков как в Верховном Совете, так и в Правительстве. А дальше получили развитие события, приведшие к фактической самостоятельности нашей финансовой и банковской системы.
На территории Приднестровья тогда насчитывалось немногим более 20 банков, которые являлись филиалами специализированных банков Молдавской ССР с центром управления в Кишиневе. К тому времени они стали акционерно-коммерческими и были занесены в реестр банков Советского Союза, а значит являлись законными и признанными.
В данной ситуации выход видели только в том, чтобы создать на базе одного из действовавших в республике банков свой, с прямым подчинением одному из банков СССР. Но вначале нужно было убедить кого-то из наших банкиров взять на себя ответственность выйти из-под контроля Молдавского национального банка и принять смелое решение возглавить данную работу. Найти такого человека было непросто: не каждый, справедливости ради замечу, готов был пойти на этот небезопасный шаг, да и не все верили в нашу цель – создание всех необходимых структур государственной власти республики. В основном, это были люди, сидящие в «мягких креслах» и занимавшие «тепленькие места» в коммерческих банках с хорошей зарплатой, и они не хотели связывать себя с такой, по их мнению, сомнительной проблемой. Но все-таки такой человек нашелся. Причем, к стыду банкиров-мужчин, им оказалась женщина: смелая, энергичная, принципиальная – Нина Филипповна Орлик, председатель Тираспольского филиала Агропромбанка, согласившаяся выйти из-под опеки Кишинева, поставив тем самым на карту свою судьбу и судьбу своего коллектива. Для нее интересы республики и народа оказались выше, чем личные. Сегодня её нет с нами – к сожалению, она рано ушла из жизни, но этот ее поступок мы просто обязаны помнить.
Итак, первый приднестровский банк определили – им стал Агропромбанк во главе с Н.Орлик. Дальше его предстояло зарегистрировать в Москве как банк Приднестровья. И эту задачу мог осуществить не кто иной, как только Игорь Николаевич Смирнов, тогда по совместительству председатель Тираспольского городского Совета. Он сумел решить данный вопрос вместе с председателем совета акционеров Агропромбанка СССР А. Обозинцевым.
Правда, сказать «сумел» – значит ничего не сказать. Это сегодня Игоря Николаевича все знают как признанного первого Президента ПМР на международном уровне, авторитетного руководителя государства, а тогда его мало кто знал, и единственным его оружием были настойчивость, принципиальность, умение убеждать и, конечно, огромное желание получить положительный результат во имя будущего благополучия нашего края и народа. Именно эти качества помогли ему достичь в Москве принципиальной договоренности, что и предопределило дальнейший ход создания собственной банковской структуры и всей финансовой системы как стержня самостоятельности государства.
Для практической реализации договоренностей подготовили ряд необходимых документов. В первую очередь, это решения всех городских и районных Советов об их согласии как главных учредителей в совете акционеров соответствующих филиалов Агропромбанка МССР о вхождении во вновь создаваемый Приднестровский Агропромбанк. И здесь не обошлось без сложностей, поскольку городские и особенно районные Советы в то время состояли из депутатов, среди которых было немало приверженцев прокишиневских, народнофронтовских взглядов. Более других в этом плане «отличался» Григориопольский район. К счастью, его возглавлял тогда стойкий республиканец С. Леонтьев. Помню, договорились с ним провести в Григориополе президиум горрайсовета, решения которого по подобным вопросам признавались равносильными сессии.
В молдавском руководстве уже почувствовали неладное, и в район незамедлительно приехали министр финансов Молдовы С. Муравский и председатель Агропромбанка Молдовы В. Фортунэ.Трудно сегодня передать ту напряженную атмосферу, в которой проходило заседание президиума, но итоговое решение все-таки было принято в нашу пользу. В конце концов мы получили согласие всех городских и районных Советов, т. е. легитимных органов власти как для Кишинева, так и для Москвы. С этими решениями и другими учредительными документами, подготовленными Н.Орлик, мы с ней выехали в российскую столицу, и 1 апреля 1991 года на правлении Агропромбанка СССР под руководством председателя правления Н. Лихачёва было принято официальное и, можно сказать, историческое для республики решение – зарегистрировать Агропромбанк «Приднестровский» с филиалами в городах и районах республики, с прямым подчинением Агропромбанку СССР. Этот день стал основой, фундаментом для строительства всей банковской и финансовой системы ПМР.
Руководителем банка была назначена Н.Орлик, а управляющими его филиалов стали: в Бендерах – В. Пысларь, Рыбнице – С. Борозна, Дубоссарах – Л. Блюменшайн, Григориополе – Р. Шкулипа, Слободзее Г. Бусыгин, Каменке – Б. Вайсберг.
Одновременно с подготовкой создания банка 21 марта 1991 года, на базе налоговых инспекций городов и районов ПМССР создаётся государственная налоговая инспекция. С 1 апреля 1991 года она приступила к работе по сбору и контролю за налоговыми поступлениями в бюджет от физических и юридических лиц на счета Правительства нашей республики, открытые в Агропромбанке «Приднестровский».
В целом создание данной структуры на местах прошло организованно, без каких-либо неожиданностей. Исключение составил Тирасполь, где было встречено жесткое сопротивление в части переподчинения налоговой инспекции новой власти со стороны её руководителя, категорически отказывавшегося переподчиняться Правительству ПМССР. Дело дошло даже до выдворения так называемого преданного Республике Молдова работника из занимаемого кабинета.
Функции начальника взяла на себя его заместитель С. Клименкова, и все сотрудники инспекции поддержали ее. Теперь наши деньги оставались в нашем доме, на счетах нашего собственного банка. С этого дня не Кишинев, а Тирасполь выдавал зарплату учителям и врачам, милиции и налоговой инспекции, судьям и прокурорам, всем бюджетникам. Именно с этого момента начался массовый переход всех структур бюджетных организаций и правоохранительных органов под юрисдикцию Приднестровья.
Вот тут-то Кишинев и очнулся. Власти спохватились, запаниковали. Пока поэтесса Леонида Лари разыгрывала шоу и «выходила замуж» за памятник Штефану Великому, а Мирча Снегур обнимался с румынскими братьями на Пруту, у них из-под носа была уведена почти половина бюджета страны. Это было первое серьезное поражение кишиневских националистов, которое дало им понять, что с нами теперь разговаривать можно и нужно только на равных.
Записал Александр ДОБРОВ.
На снимке Л. Корзилова – первое заседание Верховного Совета ПМССР, декабрь 1990 г.
Фото «Агропромбанка» — Виктора Громова.