Эти настоящие профессионалы… Нет, не так. Эти настоящие герои живут среди нас.
Ходят в магазины, ездят в общественном транспорте, стоят в очереди в поликлинике. Случается. Но большую часть времени они работают «героями». Нет, сами-то они как раз свою работу называют просто работой. Никакого геройства, скромно говорят они, обычные дела. Но мы-то с вами знаем, что пойти в пожарные – уже геройство, а уж задержаться в этой профессии и каждый день спасать жизни человеческие, рискуя своей, – для большинства смертных нас вообще за гранью возможного. Они особенные люди, совершенно особенные. Отважные и умеющие сострадать, думающие в первую очередь не о себе, а о том, кто попал в беду, кому нужна их помощь. Они умеют дружить, и на пожаре, если нужно, не раздумывая, закроют спиной товарища, протянут руку, вытащат. Это о них снимают кино, это такими все еще мечтает стать немало мальчишек.
Здесь не задерживаются слабые духом, нерешительные и неглубокие. Здесь работают настоящие мужчины, люди с большим сердцем и широкой душой. Они немногословны в работе, собранны и более чем сдержанны перед выездом на пожар, но слышали бы вы, как они шутят после удачно выполненного задания! Когда мне по работе случается бывать в пожарной части и со стороны украдкой наблюдать за этими ребятами, всякий раз убеждаюсь в том, что люди, работающие здесь, цельные и знающие цену жизни. Чужой жизни, в первую очередь.
Это правильные люди, поступающие по совести, живущие по чести. К ним проникаешься уважением сразу: стоит только услышать, как просто они говорят о сложном. Увидеть их в работе, когда в сложнейших ситуациях нужно в какое-то мгновение принять единственно верное решение, от которого будут зависеть жизни людей. И вот эти профессионалы… Эти герои живут среди нас.
Мы с фотокором вошли на территорию пожарной части в Тирасполе. Нас провели в кабинет начальника управления пожарной охраны ПМР Валерия Бурыкина. Валерий Владимирович предложил присаживаться, и пока они с фотографом обговаривали моменты съемки, я окинула взглядом кабинет и к своему удовольствию нашла в нем немало интересного. Здесь на полках шкафа аккуратно размещены профессиональные сувениры: самые разные модели пожарных автомобилей, миниатюрные огнетушители, вымпелы… Перехватив мой заинтересованный взгляд, Валерий Владимирович рассказал: «Эта коллекция у меня начала складываться еще с советских времен. На сегодняшний день я уже 39 лет в пожарной службе. И скажу, что многие, кто давно работает здесь, болеют этим: коллекционируют все, что касается пожарной тематики. Раньше мы часто общались с коллегами из других государств и негласно назывались «пожарным братством». А когда приезжали друг к другу в гости, то в обязательном порядке везли с собой такого рода презент, а в ответ получали подобный». Валерий Бурыкин говорит, сегодня многие связи утеряны, а кто-то из коллег вышел на пенсию, кадры обновляются. К слову, о кадрах, спрашиваю, как обстоят дела с этим у нас…
Что касается руководящих должностей, а также инспекторов, которые занимаются предупреждением пожаров, то трудности есть. В Приднестровье пока таким специальностям не обучают, уже в 90-е приходилось отправлять наших ребят в профильные учебные заведения в Питер или Москву. Рядовой же состав сегодня постоянно пополняется желающими стать пожарными. Эти ребята проходят специальную подготовку, которая занимает минимум год. Так, если у парня нет судимости, а его физические данные и состояние здоровья соответствуют требованиям, он получает наставника, который ведет его на протяжении всей подготовки. Потом сдает зачет комиссии и только после этого заступает стажёром в дежурный караул. Его все еще не пускают в огонь, но он вливается в коллектив, видит, как работают на месте опытные. И только пройдя 10 таких суточных дежурств, становится полноценным членом коллектива дежурного караула. Становится настоящим пожарным. Однако требования к претендентам достаточно высокие. И это не чья-то прихоть, а необходимость. Сюда не возьмут человека с лишним весом, невыносливого, потому что специфика работы такая, что физическая сила – это своего рода один из инструментов пожарного. «У кого-то из новичков присутствует, например, боязнь высоты, – объясняет Валерий Бурыкин. – Придя к нам, они об этом не думают, а когда начинают тренироваться, вдруг выявляется. И нужно сказать, что тот, кто работает над собой, справляется с этим страхом. А если не справляется, то пишет рапорт об уходе. Эта работа не для каждого. В прежние времена у нас было много династий пожарных. Парень приходил после армии, вливался в коллектив, оставался здесь. А потом приходили его дети, затем внуки. Профессия передавалась как бы по наследству».
Но помимо прочего, большое внимание здесь уделяют и интеллектуальной развитости, сообразительности. Потому что работа пожарного – это часто своего рода игра в шахматы. Одинаковых пожаров не бывает, и нужно уметь вовремя принять решение, как тушить. Да, у пожарных есть инструкции, но на все случаи жизни инструкций быть не может. На мой вопрос о былом романтическом отношении у молодых людей к профессии пожарного Валерий Владимирович отвечает так: «А вы знаете, и сегодня такое есть. Это не сто процентов случаев, но все же достаточно. Процентов 25 из тех, кто к нам приходит, идут за романтикой. Я был сам приятно удивлен. Вот общаюсь с ними и слышу, что они хотят тушить пожары, помогать, спасать людей. Думал, идут за зарплатой, оказывается, нет, они еще и романтики». А ведь работа сложная. Если говорить о крупных городах Приднестровья, то это каждодневный выезд пожарных. Летом в жару случается и по 40 выездов по республике в сутки. И ребята борются с огнем, а сами словно плавятся в боевой одежде в +40 градусов рядом с пожаром. Работа для сильных. Но есть в ней, по словам Валерия Бурыкина, и радости. Это когда люди говорят спасибо. А такое бывает нередко. Кто-то благодарит сразу, кто-то пишет письма, звонит. «Люди у нас благодарные, догадываются, что это за работа – пожары тушить», – серьезно говорит начальник управления.
Самыми сплоченными Валерий Бурыкин считает пожарную охрану. Объясняет, что хвалит этих ребят не просто так, заслуженно. «Дежурные караула обладают чувством локтя, взаимовыручки, – говорит он. – Если человек влился в коллектив, то остается здесь надолго. Ребята проводят на работе сутки через трое и уже становятся семьёй. Они вместе ходят и в огонь, и в дым, это сплачивает. У нас же все открыто, все, как на ладони. Кроме того, у нас есть свои традиции, которые мы передаем молодежи. Сейчас вот много новичков, но и они подтягиваются, учатся у старших не только работе, но и отношению к товарищам». О пожарной охране Валерий Бурыкин говорит с особой любовью. Вспоминает сложные пожары и отличившихся при их тушении. Говорит, что в пожарной охране есть самая дорогая для пожарного сообщества государственная награда – медаль «За отвагу на пожаре». «В прошлом году такую награду получил пожарный из Рыбницы, – вспоминает начальник управления. – В высотке загорелись кабели в лифтовой шахте. Лифт остановился, а внутри два подростка. Дышать нечем. Мальчики звали на помощь, приехал пожарный расчет, раздвинули двери. Но лифт застрял между этажами. Проем сверху оказался небольшим, сантиметров 80. Пожарный залез вовнутрь лифта и вытащил задыхающихся мальчишек, которые были уже в критическом состоянии. За смелость и решительность старший прапорщик внутренней службы Алексей Булашевский был награжден медалью «За отвагу на пожаре». Второй героический случай, о котором рассказал Валерий Владимирович, произошел в Григориополе недавно, в феврале этого года. Загорелся жилой дом, и уже была большая вероятность того, что он обрушится. Соседи сообщили пожарным, прибывшим на место, что внутри находится хозяин дома. Для поиска и спасения было организовано звено из двух человек. Буквально через минуту они вынесли из горящего дома пострадавшего, который был уже без сознания. Так как старший прапорщик внутренней службы Валентин Чулков и старший сержант внутренней службы Виталий Ткач действовали слаженно и оперативно, им удалось спасти жизнь человека.
Молодых пожарных учат: перед тем, как пойти в огонь, всегда оценивать ситуацию. Думать о собственной безопасности. Например, англичане, которые проводили в Приднестровье тренинги по пожарному делу, сначала педантично совершают кучу манипуляций, чтобы обезопасить себя, и только потом идут в огонь. Пока они не наденут все необходимое, их с места не сдвинешь. Хоть дом горит, хоть машина полыхает. И это правильно, говорит Валерий Владимирович. Но сам понимает, что наши другие: не потерять время, вытащить из огня ребенка, старика, товарища. Наш менталитет диктует ребятам думать в первую очередь не о себе, а о спасении людей. А еще пожарные умеют крепко дружить. И этой мужской настоящей дружбе суждено было пройти серьезную проверку совсем недавно, когда горели верхние этажи над столичным супермаркетом «Фуршет» (на снимке справа). Мелкие пожары обычно скоротечны, они локализуются маленьким коллективом. А здесь работало много людей. «Начальник караула из Днестровска приехал в Тирасполь по личным делам, проходил мимо, увидел пожар, попросил боевую одежду и тоже принимал участие в тушении пожара, – вспоминает начальник управления. – Тушили не только люди, дежурившие в тот день, созывали всех. И никто не сказал, что занят, не прятался, откликнулись абсолютно все. Тушили долго – практически сутки. Там было очень опасно, у меня перехватывало дыхание, но не от страха за себя, а от понимания, что это сооружение может обвалиться в любой момент, и тогда погибнут люди. Температура была огромная, начали расползаться швы, и бетонные блоки верхних этажей вот-вот могли рухнуть на лестницу, на людей, на пожарную машину. За весь мой стаж это, пожалуй, был самый крупный пожар. И я принял решение не посылать людей вовнутрь, убрать всех, кто был на высотах, заливать огонь водой снаружи. Жизни людей дороже всего».
С Валерием Владимировичем мы вышли на улицу, во двор пожарной части, где застали дежурных караула за работой. Нас познакомили с Михаилом Руденко, участвовавшим в тушении пожара над «Фуршетом». Миша рассказал, что пожар был тяжелый, затяжной. Но страшно было не за себя, а за ребят. Быть пожарным Михаил не планировал, пришел на службу вместе с другом, который здесь уже работал. И не пожалел. «У нас братство, мы друг за друга, мы уже как семья, – говорит Михаил, снимая каску и поправляя взъерошенные волосы. – Вот в фильме «Огонь» с Хабенским показано, что герой-пожарный в огонь идет один. Такого не бывает, мы всегда идем звеном, удар принимаем на себя вместе и страхуем друг друга». Эта беседа с Михаилом состоялась практически на ходу, молодой человек уже садился в машину вместе с товарищами, а, прощаясь, улыбнулся своей открытой мальчишеской улыбкой и помахал нам с фотокором, мол, до встречи. Мы пожелали им вслед легкого дня и подумали: какие замечательные молодые ребята! Чьи-то сыновья, чьи-то мужья, настоящие герои. Наши герои.
Татьяна Астахова-Синхани.
Фото Виктора Громова.