3.4 C
Тирасполь
Воскресенье, 22 декабря, 2024

Популярное за неделю

Как космонавты

Люди с ограниченными возможностями требуют повышенного внимания, заботы, но...

Я здесь родился. Я здесь вырос…

В маленьком зале общественной организации «Союз ветеранов республиканской гвардии»...

Особый порядок финансирования расходов бюджета во время ЧП

Глава исполнительной власти Александр Розенберг открыл заседание Правительства, сделав...

Книга о войне и фронтовиках-земляках

Союз журналистов Приднестровья ведёт подготовку к изданию книги, посвящённой...

Наш дом спорта

Шёл 1961 год. 12 апреля космический корабль «Восток», пилотируемый летчиком-космонавтом СССР Ю. Гагариным, совершил первый в мире орбитальный космический полет. И разве это событие сравнимо с тем, что в том же году, 60 лет назад, в Тирасполе под руководством тренера по боксу Дмитрия Георгиевича Дадиани была открыта первая городская спортивная школа молодежи. Такое все равно не забывается.


Администрация спортивной школы ютилась тогда в тесном кабинете во дворе Дома Советов. Кроме стола и 5 стульев в него ничего не помещалось. Здесь проводили педсоветы и решали все текущие вопросы.  В школе культивировали греблю на байдарках и каноэ, академическую греблю, борьбу вольную и классическую, бокс, легкую атлетику. Занимающихся этими видами спорта в городе было предостаточно. А вот необходимой спортивной базы (инфраструктуры), кроме отреставрированного в 1958 году стадиона, практически не было.

Весь осенне-зимний период гребцы, боксёры и борцы тренировались где придётся (в маленьких спортзалах общеобразовательных школ и ПТУ, подвалах, плохо оборудованных и неприспособленных для занятий, на городском стадионе), и в основном на воздухе. Тогда и предложил Дмитрий Георгиевич властям города начать строить школу гребли, проект которой разработали сами (правда, толком никто точно не знал, какими должны быть эллинги для академических судов, байдарок и каноэ, поэтому видение несколько раз менялось).

«Фундамент эллинга заложили слишком близко к берегу, который затопило в первое же весеннее половодье. Потом его подняли выше на три метра, но и эта попытка оказалась неудачной, опять вырытый нами ров утонул. И только с третьей попытки нашли нужное место для фундамента, на котором сегодня находится эллинг», – об этом с некоторой долей грусти и юмора вспоминал будущий тренер Анатолий Курлат.

Постройка школы проходила под руководством Д. Дадиани народным способом, на энтузиазме тренеров и спортсменов. Начали с того, что ребята из таксопарка, занимающиеся греблей, нашли списанный ГАЗ-51, отремонтировали мотор, поставили машину на колёса, и она работала на стройке гребной базы. Водителями были наши спортсмены – тезки Володи Турица и Котельников, они перевозили доски, кирпич, песок, цемент… Последний для строительства эллинга котелец доставляли из близлежащих карьеров Бычка и Гура-Быкулуй.

В то время в городе активно велось промышленное и гражданское строительство, было много новостроек, а старые здания шли под снос. По решению горкома партии камень и другие материалы, которые можно было использовать повторно, шли для строительства школы гребли. Её директор (он же тренер по боксу), предварительно выяснив, какие именно дома в городе будут сносить, организовал разборку стройматериалов и их погрузку на «газончик» силами тренеров и спортсменов. Для большинства занимающихся греблей мальчишек и девчонок, а позже боксёров и борцов, вплоть до конца 1967 года каждая тренировка начиналась с «хозяйственной разминки», в ходе которой необходимо было перенести несколько десятков кирпичей, помочь разгрузить машину со стройматериалом, перетащить вёдра с песком и цементом или просто убрать мусор.  Все старались, работали, невзирая на кровавые мозоли. Вспоминал участник тех событий Борис Ойхерман: «..земля была такая твердая, что её приходилось разбивать ломом». Самое главное – и в условиях постройки школы собственными силами режим тренировок неукоснительно соблюдался. Спортивная школа страдала от регулярных паводков, но стены эллинга и спортзалов, возведенные методом народной стройки, выдержали в будущем не один натиск водной стихии.

При строительстве гребной базы каждый воспитанник школы старался внести посильный вклад. Тренер Александр Семенович Курлат помнит, как байдарочник Женя Фастовец, работавший на заводе ЖБИ, отбраковывал строительные плиты и привозил их на базу. Но самым главным и очень необходимым его подарком для строящейся школы были две бетонные лестницы для спуска гребцов на плот, которые он, не знаем как, но выпросил у руководства завода. Много лет спустя мы шутя называли их «Жениными ступеньками». Он очень помогал нам с бетоном и арматурой».

Я постарался восполнить пробел в истории нашего Тирасполя начала 60-х годов прошлого века, о людях, которые жили и трудились в этом городе. О тех счастливых, удивительных земляках, сумевших осуществить мечту – построить на берегу Днестра ими же задуманную спортивную школу.  Школу, которая подарила нам друзей, помогла многим сделать правильный шаг во взрослую жизнь и даже выбрать профессию, с ней связанную.


Владимир НАРОВСКИЙ, кандидат в мастера спорта СССР по гребле на байдарках и каноэ, кандидат педагогических наук, г. Москва, специально для газеты «Приднестровье».

Фото Виктора Громова.

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

Всенародный профессиональный праздник

Этот профессиональный праздник несколько раз менял дату. Изначально с...

Дом на картине

«Товарищи, что же из себя представляет молдавская свадьба?» –...

Предновогодняя Цыбулёвка

Необыкновенной и совершенно волшебной получилась эта поездка в село...

Валя, ты сможешь!

С виду обычный подросток. Широкие, как сейчас модно, джинсы...

Сердечный союз музыки и техники

Что может получиться, если скрипачка полюбит электромонтёра? В случае...

Архив