«Маркеры культуры – это те аспекты культуры, которые создают чувство принадлежности и идентичности. Они могут относиться к любой культуре, личной, национальной либо корпоративной».
(определение из Интернета)
Я купил дочери маркер, самый обычный. Цена – 4,5 руб. И ещё купил альбом. Сказал: рисуй что хочешь. Сюжет не имеет значения, главное, чтобы тебе нравилось. Можешь сразу все листы изрисовать.
Вечером того же дня старшая радостно представила два рисунка, бодро сообщив, что, к сожалению, колпачок от маркера потерялся. Рисунки мне понравились. Хотя было немного жалко, что всего два; а маркер без колпачка на следующий день высох. Но на то оно и детское творчество – это ведь чистой воды эксклюзив, а не серийное производство.
Сюжет, и правда, не имел (не имеет) значения. Дочурка нарисовала что-то декоративное, стилизованное: цветы, ваза, пейзаж за окном… В «художку» она у меня не ходит, занимается дзюдо. Поэтому об умелом, «техничном» рисовании речи нет. Я, в общем, рассказываю это вовсе не потому, что хочу прокричать, какая она у меня способная и талантливая, хотя всё это верно. Просто мне понравилось, и всё. И в этом не было (нет) никакой претенциозности. Но в том-то и дело: получилось хорошо не потому, что она «умеет» или «лучше кого-то», а потому, что не мешали, не требовали соответствовать «уровню».
Какому «уровню»? Для кого у нас, начиная чуть ли не с ясельной группы детского сада, родители (за детей/вместе с детьми) рисуют картины на исторические темы (например, освобождение края суворовскими войсками), потом на темы праздников общегражданской направленности. И это в детском саду, в младших классах школы! Как, скажите, ребенок должен отразить то, о чем пока, в силу возраста, понятия не имеет. Да и настолько ли компетентны родители, чтобы изображать в цветах и красках реалии восемнадцатого столетия: писать картины на исторические темы, жанровые, батальные… Разве главная цель педагогов – привлечь к творческому процессу родителей? А как же развитие творческих способностей у самого ребенка? Где его место в процессе создания шедевра под названием «Штурм Измаила»?
Прошу никого не обижаться, но, на мой взгляд, всё у нас сводится к некой соревновательности, опять-таки, между родителями. По принципу: «А у Машеньки папа рисует лучше!». Ну и что! Я вам больше скажу: пусть Маша ходит в художественную школу, и не первый год. Это там, в художественной школе, она должна оцениваться с профессиональной точки зрения: как у Маши с композицией, рисунком и т.д. Соответствует ли Маша тому классу, в котором занимается, или нужно подтянуться… Во всех остальных случаях оценивать лучше не столько технику, сколько сам творческий порыв, незамутненный, своеобычный взгляд, пусть даже с «неправильно», на взгляд профессионалов, нарисованными яблоками и грушами.
Вопрос далеко не праздный. Порой складывается впечатление, что, соревнуясь, удовлетворяя чьи-то амбиции, мы только имитируем творческий процесс, неотъемлемыми элементами которого должны стать радость творящего, живое чувство… Вероятно, нужно четко разграничить понятия профессионального и непрофессионального творчества. Разница не столько в мастерстве (таковое, к слову, применительно к современному искусству, весьма трудноопределимо), сколько в конечной цели. Для профессионала цель очевидна: заработать. Это источник его существования. Мы, родители, должны четко понимать, для чего учим ребенка петь или рисовать. Для того, чтобы он выступал на профессиональной сцене, зарабатывал себе этим на хлеб насущный? Думаю, не каждому такая перспектива, особенно в случае с малодоходной живописью, представляется заманчивой. Так в чем же дело?
Не мешайте ребенку быть ребенком! Дайте ему раскрыться, определиться с интересами, темой, понять самому, что и как он хочет изобразить. И уже исходя из этого можно как-то подправлять (очень-очень осторожно!), корректировать творческий процесс.
Повторю: вопрос не праздный. Нам решать, по какому пути развиваться: по пути спортивной, в общем, не вполне уместной в случае искусства, соревновательности, имитации («чтобы членам жюри понравилось»), или же по пути реализации того потенциала, что изначально заложен в человеке с неповторимыми, индивидуальными особенностями. Если на старте, в самом раннем возрасте не отбить у человека любви к творчеству, он к нему, творчеству, впоследствии обязательно вернется, научится творчески, с душой, с любовью выполнять задачу, независимо от того, в какой области будет занят.
В трудных жизненных ситуациях творчество поможет отвлечься, переключиться, не зря его весьма эффективно (то же рисование) используют в терапевтических целях. Главное – не пытаться никому утереть нос, что-то доказать… В последнем случае мы избираем принципиально иной культурный маркер, идем по другому пути.
Михаил (Маркер) Фернет.