Реальные люди и факты, громкие убийства и рассказы очевидцев, интервью с преступниками и теми, кто эти преступления раскрывал. Каждую последнюю субботу месяца на страницах газеты «Приднестровье» узнавайте подробности самых резонансных и кровавых уголовных дел. Видеоверсию смотрите субботним вечером в 19.30 в программе «Территория 102».
Три года назад, 15 октября 2018 года, в милицию пришла женщина. Надежда Степанова (имя изменим по понятным причинам) у правоохранителей просила помощи. Она рассказала, что со знакомым ехали на встречу в Рыбницу. Неожиданно мужчина свернул на проселочную дорогу, сказал женщине выйти из машины и вышел сам. Место было безлюдным, на несколько километров вокруг – никого. Надежда почуяла неладное. Какой-то животный страх сковал грудь. Между ней и мужчиной было несколько шагов.
«Эта женщина была сотрудником столичной риэлторской компании. Как станет известно уже много позже, она работала с неким Александром Килинским, помогала находить ему пустующее жилье. Работая с Килинским и, соответственно, зная очень много о его делах, она могла многое рассказать. И в один момент он, вероятно, это понял, – вспоминает начальник отдела по раскрытию тяжких преступлений управления уголовного розыска МВД ПМР Иван Бахчеван. – Просто жадность Килинского спасла эту женщину, потому что на ней числилась недвижимость, которая стоила порядочную сумму денег».
Надежда Степанова испугалась не на шутку. Выражаясь языком оперативников, дала полный расклад: ее знакомый – черный риэлтор. Правоохранители начали проверку.
Схема, которую удалось «раскрутить», поразила даже опытных оперов.
Задача первая – найти пустующее жилье, на языке черных риэлторов – «свободный квадрат». Далее – выяснить, кто на него может претендовать. Если наследников нет или они запредельно далеко, следующий этап – найти подставное лицо, сделать нужные поддельные документы. После квартиру или дом продавали, а деньги распределяли между подельниками. Как и полагается, большая часть – гениальному автору аферы Килинскому. Был и другой вариант: найти одинокого пожилого человека, наобещать ему с три короба, получить дарственную на жилье и далее распоряжаться ею, как душе угодно.
«Лакомый кусочек для Килинского – квартира бывших военнослужащих российской армии, которые из Приднестровья уехали. Некоторые не успели приватизировать или продать квартиры, и по каким-то причинам не вернулись. Кто-то уже умер. Первую махинацию Килинский провел именно с таким жильем», – рассказывает Иван Бахчеван.
В доме №71 на ул. Свердлова некогда жила семья военнослужащего 14-й армии. Жили в Тирасполе долго, успели обзавестись собственной квартирой. Контракт закончился, решили перебраться на родину – в Россию. Квартиру закрыли до лучших времен. Она и стала первой в череде афер Килинского.
«Он знал, что и хозяин квартиры, и его жена умерли. Квартира осталась без присмотра. Их дочь живет где-то далеко, за границей, в Тирасполь приезжать не собирается. Килинский задумал схему, которую удачно провернули, – вспоминает начальник отдела по раскрытию тяжких преступлений УУР МВД ПМР. – Он нашел двойника, мужчину, отдаленно похожего на хозяина квартиры. Ему сделали грим. Фотографии обработали с помощью компьютерной программы, чтобы ни у кого не возникло вопросов и подозрений. Изготовили на имя умершего человека молдавский паспорт. Оформили доверенность на одного из подельников. После планировали квартиру приватизировать и присвоить. По всей вероятности, у Килинского были связи во всех структурах, которые занимаются оформлением или контролируют недвижимость».
Эпизод с попыткой продать незаконно присвоенную квартиру стал первым в уголовном деле, возбужденном в отношении Александра Килинского. Дальше – больше. Оперативники и следователи по крупицам собирали информацию в отношении подозреваемого.
В какой-то момент правоохранители зашли в тупик. Информации ничтожно мало. Многие знакомые Килинского характеризовали как положительного, отзывчивого и просто хорошего человека. Кроме всего, он был достаточно известен в Тирасполе и республике в целом: действующий кикбоксер, судья международных соревнований, тренировал ребят, себя держал в отменной физической форме.
«Килинский – очень хороший психолог, знал, как с кем нужно находить общий язык, умел подбирать подход к каждому, располагал к себе людей. Но за этой маской прятались патологически жадная личность, жестокий человек», – рассказывает Виктор Сенин, следователь управления следственного комитета г. Тирасполя.
В поле зрения правоохранителей Килинский попал летом 2018 года, когда, занимались розыском пропавшего без вести. Александр Рура, со слов его матери, уехал на встречу с Килинским и больше его никто не видел. У них были неразрешенные финансовые вопросы: Килинский у Руры приобрел автомобиль, но полностью за покупку не рассчитался.
«Килинский изначально вызывал подозрение у оперативных сотрудников на момент пропажи Руры, поскольку было известно, что Килинский должен был Руре крупную денежную сумму. Много было к нему вопросов, но он выстраивал свою версию», – вспоминает Виктор Сенин.
Чтобы быть убедительным до конца, Килинский пошел в милицию и сообщил: он вернул долг за машину, а Рура скрылся, не выполнил обещания, не переоформил автомобиль.
«Он наперед продумывал каждое свое действие. И перед тем, как написать заявление, инсценировал встречу якобы с Рурой. Продумал и свидетеля: взял с собой на «встречу» приятеля, который со стороны наблюдал, как кто-то кому-то что-то передает», – поясняет следователь столичного УСК.
Килинскому удалось увести следствие по ложному пути. Сдвинулись с мертвой точки, когда начали работать по мошенническим схемам Килинского, о которых рассказала Надежда Степанова, в ноябре-декабре 2018 года. Оперативники и следователи одного за другим стали устанавливать сообщников. Выяснили: несколько махинаций подозреваемый провел с участием некой Нины Васильевны (имя тоже изменено).
«В процессе допроса женщина сообщила, что Килинский спускался в ее колодец. Было это в июне 2018-го. Он приехал с каким-то парнем под утро. Хозяйке сказал сидеть в доме, не выходить», – рассказывает Виктор Сенин.
«Она нам сказала: «Саша там что-то привозил, наверное, оружие», – вспоминает Иван Бахчеван. – Я понял. Не оружие он там спрятал».
Следственно-оперативная группа и сотрудники аварийно-спасательного подразделения выдвинулись к месту жительства женщины. Заброшенный колодец на территории частного дома на окраине города Слободзеи был почти доверху засыпан обломками котельца и кирпича, песком и гравием.
«Мы с утра начали работы по расчистке, а уже после обеда спасатель, который был внизу, в колодце, говорит: «Ребята, пошел запах». Потом вытащили ковер, в него было завернуто тело Александра Руры», – говорит начальник отдела по раскрытию тяжких преступлений УУР МВД ПМР.
«Само тело тщательно связано. Видно, что все было спланировано. В вещах убитого нашли документы и деньги. Мать тело опознала. Сомнений в том, что это пропавший без вести около 9 месяцев назад Александр Рура, не было ни у кого, – вспоминает Виктор Сенин. – Тело уже подверглось гнилостным изменениям. Но, благодаря профессиональным навыкам судмедэкспертов, тщательному осмотру места происшествия, удалось установить причину смерти – удушение полиэтиленовым пакетом».
Килинский в это время был под арестом по уголовному делу о мошенничестве. О том, что тело Руры найдено, что есть ряд неопровержимых доказательств и несколько свидетелей, а также о том, что главный подозреваемый – сам Килинский, ему не говорили. Об этом он узнал в день, когда его повели на продление ареста в Тираспольский городской суд. И понимая, что теперь уже не отвертеться, Килинский предпринимает первую попытку побега. В момент, когда собирались его выводить из зала заседаний, он совершил нападение на конвоиров. Одного сильно ударил головой, на второго набросился. По стечению обстоятельств именно в это время в коридоре суда находился оперативник столичного УВД.
«Я ожидал в коридоре, пока судья по одному из уголовных дел, которое я тогда вел, освободится. Услышал сильный грохот, шум и крики из зала заседания. Сработало чутье. Я бросился в зал, открыл дверь и увидел: один конвойный весь в крови, он руками закрывал лицо, второй пытался удержать Килинского. По всему кабинету были разбросаны стулья и столы. Я применил прием, помог скрутить буйного мужчину. После мы вызвали подкрепление», – делится воспоминаниями сотрудник уголовного розыска.
Словно разматывая клубок спутанных ниток, оперативники и следователи шаг за шагом восстанавливали события, происходившие 30 июня 2018 года. Как и сообщала изначально мать Александра Руры, сын собирался на встречу с Килинским. Последний был должен три с половиной тысячи долларов – остаток суммы за купленный БМВ. Рура неоднократно напоминал о долге. В тот день Килинский решил поставить точку в неразрешенном вопросе.
«Они договорились о встрече в условном месте. Килинский забрал Руру, сказал, что деньги у него дома. Когда приехали, он завел своего гостя в спортзал, который обустроил на заднем дворе. Там Килинский Руру и убил. Для него это не составляло сложности, он был хорошо подготовленным бойцом», – поясняет полковник милиции Бахчеван.
О том, куда, как и с кем вывозить тело, Килинский тоже позаботился.
Из протоколов допроса свидетеля:
«Александр позвонил мне и сказал, чтобы я приехал. Это было ночью, но меня не насторожило. Он был моим тренером и часто практиковал утренние пробежки, обычно часа в 4 утра. Считал, что настоящий боец должен быть готов в любое время и в любой ситуации к выполнению поставленной задачи. Я приехал к нему домой, зашел в спортзал. На полу лежал человек, я не сразу понял, что он мертв. Килинский сказал: «Бери и грузи в багажник». Я очень испугался».
Ночью убитого вывезли в Слободзею. Там на территории дома Нины Васильевны тело скинули в заброшенный колодец.
«Килинскому было предъявлено обвинение по шести эпизодам, три из них – мошенничество в крупном и особо крупном размерах. Кроме того, убийство из корыстных побуждений, покушение на побег с применением насилия в отношении сотрудников конвойной службы и подача заведомо ложного заявления. По всем эпизодам Килинский признан виновным. Ни в одном он не раскаялся, не признал вину, все отрицал, считал себя заложником судьбы, заложником обстоятельств», – рассказывает Виктор Сенин, следователь управления следственного комитета г. Тирасполя.
Сотрудникам пресс-центра МВД удалось пообщаться с осужденным Килинским в местах лишения свободы. На вопросы он отвечал неохотно, все больше увиливал от ответов.
Корреспондент: «То есть, вы этого не совершали? Не считаете себя виновным в убийстве, мошенничестве?».
Килинский: «Все во мне грешно, каждая клеточка».
Корреспондент: «Если сейчас открыть решетку, снять с вас наручники и выпустить, что вы первым делом сделаете?».
Килинский: «Наверное, на могилу к бабушке съездил бы… Что-то она мне часто снится…».
Александр Килинский отбывает наказание в исправительной колонии строгого режима. Судом ему отмерено четырнадцать с половиной лет лишения свободы. Вероятнее всего, этот срок будет увеличен. В Тираспольском городском суде на рассмотрении уголовное дело об еще одном факте мошенничества в особо крупном размере, а также о покушении на побег из УИН-3.
Ольга Петракова.
Фото автора.