2.7 C
Тирасполь
Суббота, 23 ноября, 2024

Популярное за неделю

Мой легендарный родственник

Творческий конкурс «Зажигаем звёзды» всё больше вызывает интерес у...

«Париж по тебе плачет»…

Анастасии Белоконь двадцать один год. Девушка оканчивает учёбу на...

Поздравление с Днём работника отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Уважаемые работники отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности! Поздравляю...

Ситуация на местах

В ходе селекторного совещания с руководителями органов государственной власти...

Случай описанный Розановым

На эту шокирующую историю я неожиданно наткнулся, читая русского философа Василия Розанова. В конце позапрошлого века преступление, совершенное в Терновке, глубоко потрясло общественность. И тем более странно, что там, где стряслась трагедия, о ней совершенно забыли. Тогда как от правильного понимания случившегося зависит безопасность многих людей, в той или иной степени подверженных влиянию тоталитарных сект, самому духу сектантства. Обращаясь к ужасающей хронике тех лет, особо подчеркнем: фанатизм, о котором пойдет речь, несовместим с подлинной верой и не имеет прямого отношения ни к одной из форм традиционного вероисповедания, распространенных на территории края.


Самого Розанова до глубины души потрясало, что произошла трагедия «в пяти верстах от Тирасполя», в южном благодатном крае, который в глазах жителя севера представляется земным раем, полным радости и довольства… «Богатые сады и виноградники покрыли всю долину. И здесь, в этом уголке свила гнездо мрачная человекоубийственная секта. Своим дыханием она отравила жизнерадостное население долины и привела к страшным событиям, которые – если бы они даже были кровавыми – и тогда были бы менее ужасны. Благодаря деятельности секты нашли себе вольную или невольную смерть два с половиною десятка людей, погребенных заживо».
Показания по уголовному делу дал непосредственный участник событий, житель села Федор Ковалев, представитель большого семейства, которому принадлежала значительная земельная собственность, оцененная, по тем временам, тысяч в двадцать рублей. Семья покровительствовала раскольникам одного из многочисленных толков. На хуторе, в усадьбе Ковалевых, даже был скит (устроенный тайно), где останавливались и подолгу жили единоверцы, ведущие безбрачную жизнь, нечто вроде монастыря. Со стороны это было ничем не примечательное здание, довольно низкое, как сарай, с узкими оконцами и «фальшивыми воротами». Старательно замаскированный вход располагался с другой стороны. Внутри самого «скита» находились потайные ходы и, как пишет Розанов, «спряты» (тайники). «Всё показывает, что здешний обитатель пребывал в постоянной тревоге и всякую минуту был готов и мог бежать». Насельники редко выходили наружу, общаясь почти исключительно с членами семьи Ковалевых.
Розанов представляет дело так: до осени 1896 года в Ковалевских хуторах существовали две совершенно чуждые друг другу жизни – жизнь скита и трудовая жизнь хозяев усадьбы; первая была сосредоточена вокруг некой «подвижницы» Виталии, вторая – вокруг матери Федора Ковалева.
Ковалевы торговали мукой, жили богатыми доходами от фруктовых садов и виноградников. Виталия же предстает как фанатично настроенная последовательница одной из сект, обладавшая, по-видимому, известными харизматическими чертами. Она фактически возглавляла скит, в котором пребывали одновременно мужчины и женщины, она же отправляла самочинные богослужения. В итоге, под ее авторитарное влияние попали и сами члены семьи.
Осенью 1896 года, в преддверии первой всеобщей переписи населения, в «скиту» распространились тревожные вести. Виталия и близкая к ней Поля Скачкова стали пророчествовать о предстоящих гонениях. В сентябре-октябре целенаправленно нагнеталась истерия. «Постоянные чувства, свойственные обитателям скита: раздражение, подозрительность, неосновательные страхи, теперь сказывались у Виталии в большей степени, чем прежде. Все ждали то ссылки в отдаленные места, то заключения в тюрьму».
Поскольку же перепись воспринималась не иначе, как «происки антихриста», как «наложение на чело его печати», то и прозвучала мысль – лучше погибнуть, лишь бы не даться в лапы апокалиптическому зверю. Так, в случае тюремного заключения решено было «запоститься», то есть уморить себя голодной смертью. Немногие из мужчин отваживались спорить со страстной проповедницей, давать советы «не торопить событий», «посмотреть, что будет». С началом рождественского поста гнетущая атмосфера еще более усилилась, все были уверены в скором пришествии сына погибели и его слуг (переписчиков).
Нелепые, невразумительные слухи о переписи и послужили, как принято считать, непосредственным толчком к содеянному, заставили пойти сектантов на крайнюю меру – самоуничтожение.
В ноябре и декабре обитатели скита, а также люди из круга Ковалевых уже находились в состоянии мрачных ожиданий; смерть, погибель казались неминуемыми. Произошло своего рода коллективное помрачение рассудка. Группа малообразованных сельчан поддалась влиянию авторитарного, фанатичного руководства. «Чем в острог, а затем в вечную погибель, лучше в яму закопаться», – говорили они.
Нужно сказать, что практика самоистреблений и самоистязаний (членовредительства) – явление среди экзальтированных, оторванных от благодатной духовной жизни адептов довольно распространенное. Так что, терновские события, на что указывает Розанов, не исключение.
Виталия всех торопила: «Скорей, скорей». Поразительно, что никто, включая и самого главу семейства, Федора Ковалева, не смог дать ей отпор, просто нейтрализовать влияние одержимой во всех отношениях особы. Сами домочадцы, и жена Федора, и мать, прониклись этими настроениями. Фанатиков не останавливал даже тот факт, что самоубийство является тягчайшим из грехов.
Виталия всех подавила. Ее извращенными, изуверскими представлениями были заражены и некоторые другие жители. Конца мира ждали чуть ли не через два-три дня, хотя сам Спаситель предупреждал: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец»; «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас».
Не убереглись. С семи или восьми часов вечера 23 декабря в доме Назара Фомина, также решившего закопаться с семьей, собралось до двух десятков сектантов. Заранее был присмотрен погреб. Все принимали участие в приготовлениях, рыли землю…
Не будем входить в подробности дальнейших событий, исходом которых явилась мучительная гибель ни в чем не повинных людей, доверчивых, внушаемых, малограмотных. Достаточно сказать, что здесь были и дети. Всего в «мину» (небольшую подземную комнату) вошли девять человек, включая жену Ковалева и его дочерей. Федору было велено заложить отверстие снаружи. Осуществив задуманное, Виталия с Ковалевым, Полей Скачковой и «монашкой» Таисией спешно покинули место преступления.
Четыре дня спустя, в ночь на 27 декабря, была подвергнута самозакапыванию следующая группа (шесть человек). Сюда попали жертвы «проповеднического дара» Виталии из числа семей Суховых и Павловых.
Всё держалось в строжайшей тайне. По стечению обстоятельств, пятого февраля местные власти подвергли аресту Виталию и с ней шесть других лиц за отказ предоставить о себе сведения в ходе переписи. Поведение арестованных с первых минут наводило на серьезные подозрения, они были очень возбуждены, отказались от пищи и питья, «приготовляли себя к смерти». Девятого февраля все были освобождены, тогда как требовалось направить в психиатрическую лечебницу.
12 февраля закопалась третья группа и 28 февраля – четвертая, включавшая и саму «вдохновительницу» Виталию. «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, – читаем в Евангелии от Матфея, – тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили в глубине морской».
Преступление невозможно сохранить в тайне. Совершенное вскоре открылось. Кошмарные подробности возникали в процессе ведения следствия.
Повторим, подлинная вера (не важно, идет ли речь о вере мирянина или монашеском подвиге), не имеет ничего общего с фанатизмом. И еще. Как бы ни складывались обстоятельства, что бы ни говорилось о «веяниях века» и «соблазнах мира сего», нельзя забывать главное: жизнь человека бесценна, и никакие доводы не могут служить достаточным религиозным основанием, чтобы отнять ее.


Михаил ФЕРНЕТ.

Фото из открытых источников.

Новые статьи

У вас будет ребёнок

Обозревая свежую почту, главный редактор посчитал нужным остановиться на...

Спасение Базилики

В древней венгерской столице городе Эстергоме на южном высоком...

Старый Тирасполь в новом качестве

Есть круг людей, которых не нужно убеждать в том,...

Арфа, завёрнутая в газету

Нет и не может быть ничего в исторической науке...

Стать глубже на спектакль

Побывав на премьере спектакля народного драматического театра в бендерском...

Архив