10.4 C
Тирасполь
Воскресенье, 19 мая, 2024

Популярное за неделю

Детсад особого назначения

В столице нашей республики, вдалеке от оживлённых пешеходных и...

Поколение победителей среди нас

Большие социальные катаклизмы начинаются с забвения уроков истории. Эта...

Мои года – мое богатство

За праздничные дни в редакцию поступило немало писем от...

Дороги к храму

Нести заполненные продуктами пакеты было неудобно. Андрей остановился, поставил...

Чей это крест?

О Свято-Алексиевской церкви в селе Похребя на территории Молдовы, на самом берегу Днестра, и слышал, и читал довольно давно. Место колоритное и красивое, потому поехали мы туда, заранее предвкушая отличное путешествие. Из Дубоссар через границу и Дороцкое до местечка совсем недолго. Правда, спуск вниз, к селу, достаточно крутой – здесь стоит быть аккуратным, если вы отказались от пешей прогулки в пользу машины. Церковь же стоит на возвышенности.


Храм построили в 1912 году, и легенда гласит, что на западной окраине Российской Империи должны были возвести 12 церквей. Наследник престола цесаревич Алексей страдал гемофилией, и Григорий Распутин, опять же по легенде, излечивший его от недуга, призвал царя возвести 12 православных храмов на окраине тогдашней России, чтобы сын окончательно поборол болезнь.
Но эти планы не воплотились в жизнь. Успели построить только семь храмов, Первая мировая война и две революции. До 1944 года в Алексиевской церкви в Похребе проходили службы, однако во время Ясско-Кишиневской операции уникальный для российской истории памятник архитектуры сильно пострадал. Эхо той войны мы, говоря образно, услышали: следы от пуль на стенах храма красноречивы. Местные говорят, что все разрушения, которые мы увидели, – из-за взрывов снарядов тех далеких лет. Дело в том, что ни одна из сторон не желала, чтобы враг использовал ее в стратегических целях.
То, что предстало перед нашими глазами, – действительно печальное зрелище. Внутри церкви – бочки, мешки из-под стройматериалов, валики с засохшей краской, банки, куски жестяного материала. Забытый строительный мусор и медленно обрушающиеся стены – скорбные отпечатки, что здесь кто-то когда-то был. Даже сторожа мы здесь не встретили. И действительно, в 2012 году, к столетию церкви, инициативная группа объявила о сборе средств на восстановление памятника архитектуры. Территория внутри храма и вокруг него была приведена в порядок, однако, как показало время, ненадолго.
«В одном из молдавских сел восстановят церковь, построенную при Николае Втором», – бодро гласили заголовки в СМИ трехлетней давности. Митрополит Владимир высоко оценил инициативу по восстановлению храма. Но на словах все и закончилось.
Специалисты считают, что аналогов этому храму в Молдове нет, его архитектура на границе славянской и византийских традиций и символика уникальны. Фасады церкви представляют собой экспозицию символических мотивов, высеченных в камне, среди которых стоит Андреевский крест, который, в отличие от креста Христа, имеет диагональные плечи: на практике они образуют X.
По злой иронии судьбы напротив церкви расположен сельский детский сад. Таким образом, дети становятся невольными свидетелями того, как храм медленно, но верно приходит в полное разрушение при попустительстве взрослых.
С одной стороны, можно сказать, что историческое здание, рискующее превратиться в руины, не наша забота, так как он находится в Молдове. С другой же, это весьма назидательный пример для нашего края. В одном из самых живописных местечек Приднестровья – Каменском районе, о котором много на страницах нашей газеты рассказывал коллега Николай Феч, немало достопримечательностей также нуждаются в присмотре. В прошлом году сообщали о консервации большой синагоги в приднестровском селе Рашков, построенной в XVIII веке. Это также одно из самых популярных туристических направлений. Главное, чтобы было что показывать туристам и не оставить после себя лишь руины и обещания.


Андрей ПАВЛЕНКО.

Фото автора.

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

30 лет вместе

В предстоящий вторник юбилей отметит союз журналистов Приднестровья –...

История одного советского разведчика и дипломата

Ветеран Великой Отечественной войны тираспольчанин Константин Иванович Пуганов попал...

Нескучно о научном

Думаете, наука – это сложно и скучно? Мы вам...

Зов Родины слышен и на краю света

Для Александра Романовича Пашковского, ныне, к сожалению, покойного «австралийца»...

Рекордсмену «Мурзилке» — ЦЕЛЫЙ ВЕК!

Исполнилось сто лет с выхода первого номера популярного детского...

Архив