Думаю, вы тоже заметили, что с полок магазинов пропали некоторые товары. Что изменилась наполняемость маркетов, перечень продукции в них стал иным. Не знаю, как ощущаете изменения вы, но я чувствую некое духовное очищение…
Как ни крути, но та же молочная, хлебобулочная и кондитерская продукция местная куда натуральнее привозной. Одни сроки приезжей чего только стоят – ну не может натуральный творог храниться месяц. А печенье оттуда просто «дышит» химией, стоит только открыть пакет. Как по мне, можно легко обойтись многим своим, но настоящим. А изыски в виде творога с хлопьями, орехом кешью и стружкой кокоса, думаю, лишнее. А лишнее, как известно, отвлекает от главного, делает человека нежным и ленивым, развращает, в конце концов. Я не о твороге, конечно. Это лишь аллегория. Уверена, вы понимаете…
Что касается, продукции, которая не производится у нас, которая необходима предприятиям для полного цикла производства товара, – уверена, найдется альтернатива. Уже находится. Если же говорить о разнообразии и широкой линейке продукции – что ж, теперь у местного производителя появился шанс в очередной раз заявить о себе, удивить, заполнить полки, на которых недавно лежал творог с кешью… И многие из них уже находятся в правильном волнении – готовят новинки, понимая, что, наконец, пришло их время в полной мере расправить плечи. Так что вовсе не все так плохо в изменившейся реальности.
Когда наступают непростые времена, приходится перестраиваться, переформатировать свои привычки и отчасти сознание. Это нормально. И мне сложно понять тех, кто устраивает «вопли» по поводу закрытия «Макдональдса», TikTok, горько вздыхает, услышав о замораживании производства Mercedes-Benz… И этими «теми» являются не только представители нового поколения, но и взрослые, заставшие разные времена, пережившие вместе с остальными нами всевозможные перипетии и встряски. Политические, экономические… Мне обидно, грустно и стыдно, что целое поколение воспитано на «вкусняшках» и «ништячках». И им важнее всего, чтобы было удобно, комфортно, вкусно, сладко и без трудностей. Чтобы не брать на себя ответственность за что-то, за кого-то, а жить в вечном кайфе. Поколение потребителей и эгоистов. Поколение любителей приятных вещиц, бонусов и услуг. Поколение чайлдфри, привыкшее, а главное – всеми силами стремящееся жить без обременений.
Я не за то, чтобы ликвидировать все удобства, придуманные человечеством. Все классные вещи, созданные им, чтобы облегчить многие аспекты жизни, бытовые в том числе. Я не из тех, кто «назло кондуктору», купив билет, пойдет пешком. Это, разумеется, глупо, не по-взрослому, это какое-то подростковое желание заявить о себе, о своей искусственно созданной инаковости. Я за то, чтобы не возводить удобное и приятное в ранг божества. Потому что жизнь – это в целом не очень-то и удобная штука. В ней приходится ущемлять себя, брать ответственность. Не стоять в стороне, когда кому-то очень нужна именно твоя помощь. И не притворяться, что в тебе не нуждаются, что ты занят, что помогут другие. В жизни приходится выполнять «грязную» работу, отдавать долг родителям. Забывать о своих «хочу», воспитывая детей. Воспитывая их настоящими большими людьми, а не потребителями…
А потребителями стать проще простого. Если вокруг абсолютно все на черное говорят белое. Если никого не будоражит, когда все с ног на голову. Если большинство считает и называет все это, ненормальное и неприемлемое людьми ранее, нормой. И проходят мимо, занимаясь сугубо своими делами. Так можно, конечно, научиться жить, мыслить, поступать. Физически можно. Но будет ли возможно в этом случае договориться со своей совестью, со своими принципами. Будет ли возможно при этом остаться человеком? В жизни каждого из нас наступает момент выбора. Жить так, чтобы приятно, или жить так, чтобы по совести. Можно, например, отдать старенького и больного отца в дом престарелых, а самому ездить летом на море, ходить по вечерам в гости и засиживаться там допоздна. А можно перевезти отца к себе и заботиться о нем, как о своем беспомощном ребенке, отдавая ему все тепло, всю любовь этого мира. Потому что иначе нельзя, иначе просто невозможно. И для многих даже вопрос не стоит, как поступить в этом случае. Никогда не стоял и не будет стоять. Тут без вариантов.
Потому, когда люди тоскуют по «Макдональдсу» и по Египту, в которых, быть может, ни разу и не бывали, мне грустно. И эти люди, говорящие на моем языке, родившиеся в одном городе со мной, гуляющие под одним со мной небом, тогда кажутся мне совершенно чужими. Непонятными. Инопланетянами. И рядом с ними, в их кругу мне жутко одиноко. И кажется оттого, что ты не такой, как большинство, что ты белая ворона, ты ненормален. Потому сегодня, когда некоторые бренды ушли из нашего с вами поля зрения, мне словно стало легче дышать. Словно слетела шелуха. И белое вновь стало белым. И суета вокруг потребительства, вокруг вещей стала размереннее. И в жизнь постепенно начала возвращаться иная ценность. Ценность разговоров по душам и семейных вечеров. Ценность людей.
Варвара КИКА.