18.5 C
Тирасполь
Пятница, 17 мая, 2024

Популярное за неделю

Детсад особого назначения

В столице нашей республики, вдалеке от оживлённых пешеходных и...

Дороги к храму

Нести заполненные продуктами пакеты было неудобно. Андрей остановился, поставил...

Была мирная жизнь

Отрывок из романа Лидии Прано «Анина дорога». Этот роман ещё...

Поколение победителей среди нас

Большие социальные катаклизмы начинаются с забвения уроков истории. Эта...

Они строили Тираспольскую крепость

В рамках празднования 230-летия Тирасполя в столичном объединенном музее прошло спецгашение серии марок «Строители Тираспольской крепости». На 6 почтовых миниатюрах воспроизведена униформа полков русской армии, принимавших участие в 1792 году в строительстве Срединной крепости, которая спустя три года получила статус города и стала называться Тирасполем. На марках изображены обер-офицер Троицкого мушкетного полка; гренадер Херсонского гренадерского полка; минер инженерных войск; артиллерист-бомбардир; егерь Бугского егерского полка; малороссийский казак.


По словам директора ГУП «Издательство «Марка Приднестровья» Всеволода Лаврентьева, униформологическая тема будет продолжена в приднестровских почтовых выпусках. Накануне в культурно-просветительском центре им. Кирилла и Мефодия госуниверситета открылась выставка, посвященная 210-летию Бородинского сражения. В ближайшее время в выставочном зале состоится спецгашение марки, приуроченной к 225-летию создания в России фельдъегерской почты. Ее сюжет – передача письма генералу Петру Багратиону до начала битвы при Бородино.

В основу и этой марки, и серии «Строители Тираспольской крепости» легли рисунки Владимира Чернецова. Это не первая его совместная работа с «Маркой Приднестровья». В 2013 году свет увидела серия, посвященная 200-летию Заграничного похода русской армии. На следующий год вышли марки в память о начале Первой мировой войны. В 2018-2020 годах выпущена серия «Гражданская война. Тирасполь». На всех приведены образцы униформы воинов соответствующих эпох.

К слову, как рассказала директор Тираспольского объединенного музея Алла Мельничук, в фойе, где проходило спецгашение, висит ростовой портрет работы Владимира Чернецова Франца де Волана, по проекту которого строился город. Он же помещен вместе с планом Срединной крепости и портретами Александра Суворова, являющегося основателем Тирасполя, и императрицы Екатерины II, по указу которой был построен, на конверте первого дня.

Алла Антоновна Мельничук в интервью нашей газете заметила, что иногда в литературе наряду с названием «Срединная» можно встретить и другое – «Ботническая». Первоначально крепость должна была строиться прямо напротив Бендерской у устья притока Днестра – реки Ботны. К приезду Суворова уже был готов и план будущей фортеции. Между двумя отцами-основателями Тирасполя поначалу вышел небольшой конфликт. Де Волан придерживался первоначального плана. Суворов же, пообщавшись с местными жителями, пришел к выводу, что место возле Ботны неудачно. По весне река разливается. После того, как вода уходит, заболоченные места кишат комарами и мошкарой, которая способна досаждать гарнизону не меньше турок. Несмотря на первичное неприятие друг друга, впоследствии тандем Суворов – де Волан работал весьма эффективно. 23 июня (по старому стилю) 1793 года крепость была заложена. Вот только средств на ее постройку не хватало. И если рабочая сила была в лице солдат Херсонского гренадерского полка, бугских егерей и казаков, которых и изобразил на новых марках Владимир Чернецов, то за стройматериалы приходилось платить из собственного кармана, ибо прошения о выделении финансов на строительство Днестровской линии до Санкт-Петербурга доходили с трудом. Пришлось влезать в долги. У председателя Черноморского адмиралтейского правления (по сути, командующий флотом на Черном море) вице-адмирала Николая Мордвинова Суворов занял сто тысяч рублей. Потом была длительная переписка его со статс-секретарем императрицы по военным делам Петром Турчаниновым. Тот посчитал траты на создание оборонительных сооружений завышенными и погашать долг Суворова перед Мордвиновым за счет казны отказался. Эта переписка в конечном итоге дошла до императрицы, которая велела не только вернуть флотоводцу деньги, потраченные на строительство и обустройство крепостей, но и выделить еще 546965 рублей, а позже дополнительно 75683 рубля.

К 1795 году, когда крепость была закончена, близ нее уже образовалось поселение, насчитывающее две с половиной тысячи человек. По тогдашним меркам этого числа было достаточно для получения статуса города. Что и произошло 27 января (по старому стилю) того же года. Через пять лет после этого события в наших краях побывает племянник известного русского поэта Александра Сумарокова Павел. В изданной им в 1799 году книге «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году» о городе сказано: «Тирасполь – пограничный город, находящийся в 89 верстах от Овидиополя. Стоит на том месте, на котором несколько лет назад молдавская слобода Суклея имела свое поселение. Днестр, извиваясь вдоль оного и уравнивая быстрые струи свои с пологими и веселыми берегами, делает положение его весьма приятным… Новый сей город выстраивается по плану широкими улицами и имеет в себе до 350 дворов».


Кирилл Нефёдов.

Фото: www.novostipmr.com

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

Наше счастье – здесь

Стать ближе к природе, вырваться из «каменных джунглей», жить...

Новшества в законодательстве и доклад омбудсмена

Прошедшее в среду пленарное заседание Верховного Совета началось с...

Поздравление с Днем работников сферы информационных технологий

Уважаемые работники сферы информационных технологий! Поздравляю вас с профессиональным праздником! На...

От льготных кредитов до кассовых аппаратов

Рабочая неделя Правительства началась с традиционного онлайн-заседания. Под руководством...

Две выставки, одна память

В Приднестровье открыли две выставки, и обе они о...

Архив