Более сорока лет проработал я учителем географии и биологии у старшеклассников в школах Тирасполя.
В моей работе была своя специфика, в отличие от начальных классов. Мне приходилось общаться с самостоятельными и «относительно обученными» детьми, грамотными, освоившими не только учебный процесс, но и нормы поведения в школе. В этом отношении нам, преподавателям старших классов, было значительно легче. Иное дело – начальная школа, где надо быть и преподавателем, и воспитателем, и «мамой», если хотите. Особенно в первых классах. Хотя сейчас в старших группах детских садов обучают дошкольников элементарной грамоте, почти все умеют читать и писать. Но есть дети, не посещавшие детский сад. И эту разницу в подготовке приходится учителю выравнивать иной раз всё первое полугодие. Если заниматься только успевающими, значит совсем запустить отстающих. Если заняться только отстающими, то успевающим будет скучно, и они начнут отвлекаться от занятий.
Учителя начальных классов – великие труженики. Они часто занимаются дополнительно с отстающими, и это вряд ли оплачивается. Правда, в отдельных школах создаются группы продлённого дня, но это, как правило, грозит перегрузкой: какой первоклассник выдержит 5-6 часов занятий?
В школе, где я работал, было принято посещать занятия других преподавателей с целью обмена педагогическим опытом. Так вот, мне нравилось посещать уроки учителей начальных классов. Запомнились занятия в третьих классах, где дети уже хорошо подготовлены, бегло пишут и читают, у большинства уже сложилось мнение о предметах – какие нравятся, какие не очень. Но эти дети, как чистый лист бумаги, они правдивы, откровенны, преданно любят учителей и школу, смотрят на мир широко раскрытыми глазами и могут озвучить свою точку зрения так, что никто не ожидал.
Одна из учителей выразительно читала басню Ивана Крылова «Стрекоза и муравей». Все очень внимательно слушали учительницу. Но последняя фраза басни как будто повисла в воздухе: «Ты все пела? Это дело:// Так поди же, попляши!». И одна девочка сразу отреагировала: «Бедная стрекоза, а муравей – жадина!». После небольшой паузы класс взорвался от хохота. Учительница не знала, как выйти из этой ситуации, она ожидала обычной реакции: дети единодушно осуждают легкомысленную стрекозу и хвалят муравья-труженика. А тут такое!
Или вот другой пример. Под Новый год дети разучивали песню «В лесу родилась ёлочка», в которой, как помните, есть такие слова: «Срубил он нашу ёлочку под самый корешок». Одна из девочек просто возмутилась от этих слов: «Вот старый хрыч – срубил молоденькую ёлочку! Она же живая! Какой бы она выросла большой! Да за это надо штрафовать! Что, не мог искусственную купить?». Потом выяснилось, что её мама работает в системе охраны природы. Мальчик как бы поддержал её: «Сколько раз я видел, как после Нового года выбрасывают ёлки на мусор. Жалко, живые были…».
Что тут скажешь? Дети по-своему правы. Наверное, свои ответы нашли бы учителя младших классов, как единственный мужчина-учитель из восьмой школы Руф Николаевич Малыгин, из десятой школы – Любовь Лукьяновна Кривдич, из девятой школы – Екатерина Геннадиевна Быстрова.
Родители будущих первоклашек стремятся определить детей именно к таким учителям, даже существует негласный конкурс на места в их классах. На таких держится честь и слава первого учителя.
ЮРИЙ ПОРОЖНЯКОВ,
ветеран педагогического труда.