2.3 C
Тирасполь
Четверг, 21 ноября, 2024

Популярное за неделю

«101 год – не предел! Вот когда мне будет 150…»

Ветерану Великой Отечественной войны рыбничанину Филиппу Софроновичу Оловягину исполнился...

Дизайн – эксклюзивный, качество – приднестровское

Фабрика «Интерцентр Люкс» – одно из ведущих предприятий лёгкой...

Президентская инспекция. Дубоссары

Вадим Красносельский проверил ход работ по программам ФКВ. Глава государства...

На родном полустанке

Есть в Слободзейском районе, километрах в двадцати-двадцати пяти от...

Память сердца

О память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной.
                                     К. Батюшков.


Ты пленяешь величественностью исторических деяний, вдохновляешь на новые свершения подвигами предков, чаруешь тайной прошедших веков и эпох, хранящей в себе следы – память былого.

Память сердца!

И вот зримо, явственно видится согреваемая южным солнцем родная приднестровская земля, и благодатью божественной веет от степей с продрогшими ковылями, от дуновения свежего ветра, от быстро текущих вод Днестра, от колокольного звона церквей, таящего в себе зов Матери Божией, от улиц, кварталов провинциальных городков, с детства знакомых и родных, умиленных майскими дождями, от проселочных дорог, от уюта тенистых парков и скверов, и является в бликах благостного света, света памяти сердечной она – Родина, наше милое Приднестровье, страна – наследство дедов и отцов.

Здесь память многих поколений
Хранит мгновенья радости и боли,
Смертей, руин и нищету мытарств
И хронику державных столкновений.
И полумесяц с клятостью исламской
Сменился милосердием христианским.
                                   Алла Мельничук.

Рождалось в прошлом настоящее, и переплетались судьбы народов, людей, обретающих себя в потоке времени.

Кочующие орды, вершащие свой праведный и неправедный суд, немеющие от ужаса пылающих хат, растерзанных мужей женщины, и казачьи клики, вспарывающие долину последними предсмертными словами: «За кровь, за боль, за матерей седины! За веру православную, за край родной, за Русь святую, Вы, други, стойте!».

В бедах, печалях, молитвах истовых, в радостях свершений, в сменах дней, лет и поколений, хранящих слова отцов и матерей о любви к земле родной, являлось Приднестровье запечатленным, неповторимым ликом в сердцах тех, кто творил и творит его судьбу.

И нет на земле для нас дороже края, края особенного духом и лицом.

Портреты предков еле различимы,
Угасших черт почти не разглядеть,
Но край родной тепло их душ хранит.
                                   Алла Мельничук.

И величественна в чистоте своей, сокровенности духа память сердца, у нее свое целомудрие и святость своя. Оживают лики предков в куполах и крестах храмов, соприкасаемся мы со словом их в легендах, грамотах, указах, стихах, письмах, посланиях, поражаемся таланту и уму. Представляем, как Кутузов, знавший край наш с екатерининских времен, к победам вел его с талантом и упорством, видим опального и порывистого Пушкина на улицах уездных городов; слышим и восторгаемся музыкой Антона Рубинштейна и выбираем вместе с Суворовым место для крепости в споре с де Воланом; постигаем азы науки в реальном училище (нынешней гимназии) со знаменитым химиком Зелинским. Нам близки полотна, наполненные светом Михаила Ларионова – великого русского художника судьба которого связана с Тирасполем, мы уходим в бой вместе с бригадой Котовского. Нам людей ушедших интересен мир, и соприкосновение с ним, словно проблески солнца. Пусть перемежаются правда и ложь, но в жестоком ритме жизни, бурлящем, кипящем котле человеческих судеб восторжествует святость духа, нашего, особенного, приднестровского, наполненного истоками России.

Приднестровье – наш староприимный общий дом, и все в нем было: неурядицы и радости, обиды и горечи, счастье и печаль, но все были в нем свои.

Пусть о прошедшем память
Нам не грозит бедой.

Пусть являет нам то, что душу окрыляет благодатным огнем любви, все торжествующей, все преображающей, все объединяющей, все прощающей, очищающей от скверны дней прошлых, от суеты настоящего, пусть зовет в грядущее мечтой, которую жаждет душа, надеждами на лучшее. Пусть под вечным, чистым и непостижимым бездонным небом не застывает время на берегу всевидящей реки.

И мы вчера, сегодня, завтра…
кругом вечным
Прямим свою стезю под взглядом
Млечным.
                        Алла Мельничук.

Это наше право, наш долг, оплаченный в веках болью и горечью утрат, радостью и величием побед, потому и ценим вся и всех по высшим качествам душевным, потому и истину мы видим в ценностях исконных, христианских, живущих в памяти сердец наших.

В религии воспоминаний
Есть целомудрие свое.
О как его постигнуть и понять,
Когда нам прошлое в грядущем не дано,
Когда торопимся мы жить,
И все былое памятью смущать,
И вечностью не дорожить.

Памятью не смущают, ею живут, созерцают, с ней творят.
Память сердца…

И встают перед глазами картины былого, и вот видим мы монастырский крест, вглядываемся в лики святых с икон, оживает перед нами Вознесенская обитель – форпост Господний, с истинной защитой, и слышим голос преподобного старца Паисия Величковского, и прельщают нас берега Днестра, бастионы крепости Тираспольской, и внимаем мы говору турецкому над крепостными валами твердыни мусульманской в Бендерах, попранной русским духом… Зовет нас гул времени, тревожит связь эпох, времен, человеческих судеб.

Таинственной лодкой плывущая жизнь
С неведомым людям маршрутом и целью –
Нам так интересна! Ее, запершись,
Постигнуть нельзя, как бы вы не хотели!
По книжкам старинным всего не понять,
Что пишутся нынче – они для потомков.
До боли смотри, но не морщится гладь,
Таящая смыслы, победы, обломки,
Крушенье триумфов и честных путей,
Какая важнее из всех новостей?
                                   Алла Мельничук.

Каждая… В ней живет и творит, любит, грустит, радуется – бьется сердце Приднестровья. В его биении пульс времени, ритм нашей жизни, в котором нет тех, кто мнит себя богом, все в этом потоке свершения деяний равны в своей устремленности сделать родной край прекрасней и лучше. Разве может быть по-другому?!

Память сердца – это не беспощадный рассудок, не сухой расчет и прагматизм, а нечто большее – тот наш духовный облик, который нас сближает: украинцев, русских, молдаван, болгар, евреев, армян, немцев, поляков, – разных по вере, по образу жизни, со своими традициями; сближает с судьбой предков, любовью к отчему дому, ко всему тому, без чего человек не мыслит себя.

Память сердца!

И мир живет в наших душах благостным светом былого, торжествует благими деяниями и свершениями наших отцов и дедов, животворящим делом настоящих дней, зовет грядущее, дабы озарить его красотой и полнотой жизни.
Мы все равны перед ликом Божьим в мироздании, и Матерь Божия хранит нас под покровом своим, и память сердца объединяет нас и душу согревает благодатным огнем любви к Отечеству.


Юрий Заяц, член Тираспольской организации Союза писателей России.


Это первая статья в рамках авторского проекта «С чего начинается Родина», который направлен на формирование духовного человека с высокими понятиями чувства долга и чести перед Отечеством. Проект призван объединить всех, кому дорога судьба Приднестровья, его культура, его прошлое. Авторы проекта просят читателей откликнуться пожеланиями и своими мнениями о планах его воплощения в жизнь.


Фото: www.kickany.ru

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

Волшебство от «Типара»

В цехах этого предприятия можно увидеть как абсолютно новое...

Ремонт в РКБ

Президент провёл совещание по обновлению инфраструктуры лечгородка. Республиканская клиническая больница...

Поздравление с Днём города Рыбницы

Уважаемые жители города Рыбницы! Поздравляю вас с Днём города! Богатая событиями...

О встрече политических представителей

Во вторник в офисе миссии ОБСЕ в городе Бендеры...

Пока шагает экскаватор

Если в плане археологии наш край – золотая жила,...

Архив