Вы задумывались, сколько в столице переплетных мастерских? Мне известно всего две: в центре и у драмтеатра, причем в обеих мастера заняты всегда. То журналы для учебных заведений переплести, то дипломы, то книжки подклеить, а где и на заказ сообразить именное изделие. Как же мастера справляются с таким объемом работы? А если понадобится что-то очень-очень срочное, не терпящее отлагательств?
Хотелось бы мне, конечно, поучиться у них, как, например, книжку подклеить: корешки у современных изданий – больная тема, а еще узнать, как можно незаметно из записной книжки или блокнота «удалить» некрасивый лист. Все же полезно иногда знать что-то такое, прикладное, а то все «Word-ы да Exel-и».
А вот учащимся учебно-профориентационного центра Тирасполя повезло – они могут не только «починить» обветшалую книгу, но и даже собственную сделать, сверстать, правильно оформить и переплести. Правда, это касается не всех учеников, а только тех, кто обучается издательскому делу. В образовательное учреждение приходят ребята из всех школ города, чтобы изучать профессию, которую выбирают самостоятельно. Тут обучают основам предпринимательства и медицины, деловому общению, рекламному делу и моделированию.
«Для восьмых-девятых классов мы ведем курс «Издательское дело». Вначале мы вводим детей в специальность в рамках профориентации и спецкурсов. Всего их около 15, ребята могут ознакомиться с различными специальностями и направлениями: экологическим, педагогическим, медицинским, в том числе и издательским делом… К концу 9-го класса ученики уже имеют представление о направлении и могут выбрать профессию, которую хотели бы получить. Уже в десятом-одиннадцатом классах они обучаются рабочей профессии, в частности, переплетчика, получают свидетельство с указанием разряда, по которому уже могут работать», – рассказала о специфике учебно-профориентационного центра директор Юлия Шишканова.
Обучает ребят с восьмого по одиннадцатый классы педагог Оксана Хильчук. Она окончила Львовский полиграфический институт, спустя несколько лет переехала в Тирасполь. Трудилась сначала в типографии, а затем пригласили работать в УПЦ. Вспоминает о своем пути Оксана с улыбкой: в профессию пришла случайно, даже представления не имела о том, что ее ожидает. С первого же курса специальность так увлекла студентку, что вопросы о получении других профессий отпали сами собой.
«Мне нравилось складывать, обрезать, подшивать, клеить, фальцевать (сгибать печатный лист в определенном порядке). Все преподаватели и наставники, с которыми я работала, замечали это, а когда работала в типографии на линотипе (строкоотливная наборная машина), корректоры всегда меня благодарили – быстро и без ошибок делала», – вспоминает Оксана.
Задатки мастера печати проявились у педагога еще в студенческие годы, но так бывает не у всех. Оксана отмечает, что редко когда будущие издатели видят готовую работу сразу: надо не просто правильно набрать текст, подобрать шрифт, оформить, но и правильно сверстать макет (электронную версию) будущего типографского шедевра. Без этого правильной и красивой работы не выйдет. Надо всегда мыслить на несколько этапов вперед: понимать, что и где обрежется в процессе оформления, где могут появиться лишние загибы. Звучит сложно, но возможно: с восьмого класса ребят обучают сначала простому – созданию открыток, небольших блокнотов и брошюр. На этом этапе нужно только резать, клеить, иногда шить или даже биговать (продавливать в материале борозду, чтобы по ней правильно согнуть изделие).
На втором этапе ребят учат работать с компьютером: создавать иллюстрации, оформлять документы и собственные проекты – по завершении каждого курса ученики должны представить и защитить свой проект. Оксана показала работы учеников, которые давно работают по специальности: кто-то рассказывал, почему его любимый поэт Есенин и создавал блокнот для записей своих стихов с портретом Сергея Александровича на обложке; кто-то делал целую партию открыток с собственной фотографией для учителей и администрации учебно-профориентационного центра. Одна работа меня особенно привлекла: девушка показала, как видит полиграфический процесс на рисунке, изобразила целый дом: фундамент (материалы) – бумага, картон, краски, клей; основа (виды работ) – изготовление форм, оригинал-макета, монтаж, дизайн, верстка, набор; вершина процесса (переплетные работы) – подборка, укомплектовка, вставка блока, фальцовка. Именно ею Оксана Хильчук особенно гордится, по ней же объясняет ученикам, чему им предстоит научиться, наглядно.
Учащиеся старших школ углубляются в профессию больше: их проекты масштабнее и интереснее. Написать (если очень хочется), оформить, выбрать формат, напечатать, переплести собственный проект – книгу, журнал, брошюру, блокнот – под чутким присмотром преподавателя и при помощи материалов может каждый. Ребятам настолько нравится, что изготовленные работы они дарят родителям, ведь сейчас это такая редкость – гордиться тем, что сделал своими руками!
В последние годы популярность рабочих специальностей падает: все стремятся работать за компьютером, в уютном кабинете. Ребята, окончившие учебно-профориентационный центр, поступали в вузы, получали другие профессии, а кто-то приходит спустя несколько лет в стены учебного заведения и рассказывает: по вузовской специальности не работаю, зато в типографию устроился. Нравится.
А Оксана улыбается – главное, что нравится, ведь если любишь свое дело, любовью к нему легко «заразить» и других.
Анна ВАСИЛЬЕВА.
Фото из архива учебно-профориентационного центра.