3.6 C
Тирасполь
Воскресенье, 24 ноября, 2024

Популярное за неделю

Мой легендарный родственник

Творческий конкурс «Зажигаем звёзды» всё больше вызывает интерес у...

«Париж по тебе плачет»…

Анастасии Белоконь двадцать один год. Девушка оканчивает учёбу на...

Поздравление с Днём работника отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Уважаемые работники отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности! Поздравляю...

Ситуация на местах

В ходе селекторного совещания с руководителями органов государственной власти...

Если б я был Султан

Согласен, название не вполне оригинальное.

И я надеюсь, Григорий Андреевич простит мне эту слабость. Заголовок, что называется, напрашивался. Тем более, и повод выдался двойной – на кону юбилей мастера, а сам номер приурочен к Восьмому марта.


Прекрасный женский образ служит путеводной звездой для героя повествования – художника, скульптора Григория Султана. Мы беседуем в галерее художественного музея. В руках у меня альбом «Изобразительное искусство Приднестровья». За авторством Султана всего одна работа – «Мадонна XXI века». Эту же скульптуру я видел на одной из выставок, но там она почему-то была увязана с ХХ столетием. Как же правильно? Григорий Андреевич разрешил все сомнения: в книгу закралась опечатка. Полагаю, ошибка провиденциальная: по-настоящему глубокий образ вне времени.

С важной оговоркой: Султан воплотил в своей мадонне вполне конкретную женщину. Художник рассказал, что, когда мамы не стало, сидел один в холодной мастерской, где и родился мотив, впоследствии неоднократно повторенный в дереве и камне, ставший монументальным. В нем отразились и узнаваемо-материнские черты (например, собранные на затылке волосы), и какие-то явления универсального порядка. В линиях статуэтки угадываются дитя, кувшин, яблоко, река, крыло… Язык не поворачивается назвать скульптуру «абстрактной» – настолько конкретна, осязаема любовь, побудившая взяться за работу. Перед нами пластически емкий, лаконичный Эпос о женщине.

Иного плана вещи можно встретить в более раннем каталоге «Художники Приднестровья». В «Пенелопе» и «Тишине» кто-то усмотрит влияние Леонтия Глущенко, мастера старшего поколения. Плавные, музыкальные очертания, лирический настрой, тонкое восприятие природы – Григорий Андреевич с гордостью называет Глущенко своим учителем. И снова перед нами сказ об истинной героине: любящей, полной сил, но разлученной с супругом, как Пенелопа, или же чутко прислушивающейся к тишине внутри себя – изгиб линий живота и спины предвосхищают чудо рождения.

Итак, Женщина, согласно поэтической трактовке Султана, – дар, сила, способная наполнить мир гармонией и счастьем.

Творчество скульптора, безусловно, носит разноплановый характер. Ему близка не только «абстракция», но и реалистическая традиция. По правде говоря, нет уверенности, стоит ли таковые противопоставлять. Как говорят джазмены, любой эксперимент – своего рода возвращение к корням, этническим либо религиозным. Или возьмем объекты первобытного искусства, те же трипольские статуэтки или африканские маски, которые порой столь же реалистичны, как и условны.

В каждом из нас есть тяга к изначальному, «ностальгия по истокам». Культура меднокаменного века оказала ощутимое воздействие на Григория Султана. Художнику довелось побывать в краях, связанных с археологической общностью Триполье-Кукутень. Говорит, не поддаться очарованию архаики невозможно. Одна из работ, представленная в рамках отчетной выставки союза художников Приднестровья (можно видеть в галерее ПГХМ) так и называется «Кукутень». В ней автор устанавливает живую связь с прошлым, воздает должное предшественникам, безымянным творцам энеолита, превозносившим женщину-мать, жрицу, охранительницу…

В облике доисторической «берегини» запечатлена не просто забота о насущном, о быте. Для Султана совершенство немыслимо вне духовного контекста. Отсюда предельно значимая вертикаль; красота интеллектуальна. И речь не только об образовании. Мама скульптора, пережив войну, репрессии, получила всего три класса образования. Но она же была от природы наделена тонким пониманием прекрасного и горячо поддерживала сына, тянувшегося к миру искусства.

Григорий Андреевич вспоминает, как поступал в Кишиневское ГПТУ-1 на художественную резьбу по дереву. К началу приемной кампании опоздал. Но не мог же он сказать маме, что остался не у дел! Отдал документы на фанеровщика. И только проучившись полгода, перевелся на другую специальность. В 70-е, во время землетрясения, в этом же училище спас Афродиту – почувствовав толчки, первым делом подхватил статую. Богиня в долгу не осталась, открыв перед молодым человеком творчески насыщенный путь.

Всякая подлинная любовь не может не принести плодов. Григорий Султан – отец прекрасных дочерей, автор удивительных художественных произведений. Одно из них, «Росточек», повествует о трепетном стремлении женщины к созиданию. В нежной заботе о ростке – формула успеха для всякого, кто намерен стать мастером.

Возможно, еще ребенком, впервые наблюдая, как трудится мама на приусадебном участке или готовит обед на всю семью, художник получил первый в жизни урок мастерства.

За минувшие годы приходилось иметь дело с материалом различной твердости. В натруженных, крепких руках оживает и гранит, когда берешься за работу с усердием, а изнутри, при любых обстоятельствах, согревает материнское тепло.


Николай Феч.

Фото Виктора Громова.

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

Поздравление с Днём матери

Дорогие соотечественницы! Примите самые тёплые поздравления с Днём матери! С...

У вас будет ребёнок

Обозревая свежую почту, главный редактор посчитал нужным остановиться на...

Спасение Базилики

В древней венгерской столице городе Эстергоме на южном высоком...

Старый Тирасполь в новом качестве

Есть круг людей, которых не нужно убеждать в том,...

Арфа, завёрнутая в газету

Нет и не может быть ничего в исторической науке...

Архив