Сегодня Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. В одном только Бухенвальде гитлеровцами было уничтожено свыше 56 тысяч человек, включая 19 тысяч советских военнопленных. Всего из 18 миллионов узников, содержавшихся в застенках 14 тысяч фашистских концентрационных лагерей, тюрем и гетто, уничтожены были 11 миллионов.
Трудно принять тот факт, что человек способен на такое, что история – не вымысел сумасшедшего писателя. И сознание отказывается принимать! Особенно сознание молодых людей. Согласитесь, нам, младшим поколениям, хочется думать, что всё это, в некотором смысле, преувеличение… Что в учебниках «сгущают краски» или, скажем, что произошла некая «ошибка». Но вот простой, понятный факт: проектная мощность одного Освенцима позволяла уничтожать в день до 30 тысяч заключенных.
В том-то и ужас – ошибки никакой не было. Немецкие национал-социалисты сознательно, целенаправленно запустили фабрику смерти.
Сохранить память об ужасающей трагедии, о безвинных жертвах Третьего рейха поставили своей целью те, кому известна правда, кто сам прошел через горнило войны и ужасы концлагерей. Узники фашистских застенков, ветераны войны и труда, труженики тыла стараются уберечь потомков от ни с чем не сравнимого горя. Перед глазами – массовые казни, смерть близких, пытки, голод, издевательства, суровые лишения, принудительные работы…
Да, их всё меньше – свидетелей гитлеровских изуверств. Но узники, как и ветераны, передают свои знания близким, встречаются со школьниками, вносят весомую лепту в дело сохранения подлинной исторической картины. И это притом, что в Тирасполе самому младшему из узников – 78 лет, старшей – 96. Всего в столице проживают 15 узников.
Ввиду ограниченного количества членов, Тираспольское общество бывших узников концлагерей было ликвидировано, сами узники вошли в состав совета
ветеранов.
На протяжении многих лет руководила обществом Татьяна Поято.
Татьяной Ефимовной собраны и опубликованы документальные воспоминания тех, кто в детском и подростковом возрасте оказался за колючей проволокой, был угнан в Германию на принудительные работы, подвергался чудовищным медицинским экспериментам… Сама Татьяна Ефимовна прошла вместе с сестрами через пересыльный лагерь в Идрице. На оккупированной территории Россонского района Витебской области фашисты расстреляли ее маму – просто за то, что она передала в тюрьму бутылку молока.
Любые попытки реабилитации коричневой чумы – не просто оскорбление для таких людей, но и фактически второй приговор. Крайне болезненно узники реагируют и на факты пренебрежительного отношения, как будто среди тех, кто столкнулся с бесчеловечным лицом войны, есть «более» и «менее важные».
Достаточно сказать, что еще в начале девяностых в ряды Тираспольского общества бывших узников концлагерей входили 189 человек – свидетели фашистских злодеяний, видевшие такое, о чем, может быть, хотели позабыть.
Порой можно слышать утилитарное: «У каждого своя правда». По этой логике, была она и у фашистских главарей. Не кощунство ли так думать? Согласившись с такой «правдой», мы неизбежно присоединяемся к палачам. Тогда как есть святая, оплаченная слезами и кровью правда узников.
Михаил Фернет.
Фото: www.ria.ru