В преддверии дня Победы Президент Вадим Красносельский дал интервью главным редакторам приднестровских телеканалов – Первому Приднестровскому и ТСВ.
В республике не отменен «желтый код» террористической опасности, поэтому в первую очередь журналистов интересовало мнение главы государства о расследовании уголовного дела о готовившихся покушениях на делегацию ОБСЕ во главе с Действующим председателем этой организации – министром иностранных дел Северной Македонии Буяром Османи, а также на руководство Приднестровской Молдавской Республики. «Последствий было бы множество после теракта, особенно в отношении миссии ОБСЕ, где под угрозой оказался сам Председатель миссии ОБСЕ господин Османи, глава миссии ОБСЕ в Молдове госпожа Келли Кайдерлинг, другие высокопоставленные чиновники миссии ОБСЕ и европейские дипломаты. Конечно же, последствия могли быть необратимыми, вплоть до ввода войск для расследования данного дела, тогда бы уже совершенного теракта на территории Приднестровья, – рассказал в интервью журналистам Вадим Красносельский. – Я имею в виду иностранные какие-то полицейские силы. Иди знай, как бы отреагировала Россия на все происходящее и на обвинения в свой адрес в этой части. Здесь был бы очень большой риск выхода конфликта, который идет сейчас на Украине, за пределы границ Украины. Вот это была бы самая большая опасность. Кстати, ее боятся все. С кем бы я ни говорил, с какими дипломатами, все говорят о том, что, конечно же, это очень плохо, это трагедия, этого не должно быть, выходить за границы Украины этим конфликтам категорически нельзя».
Как указал Вадим Красносельский, следы готовившихся терактов ведут на Украину.
«Проведено 36 экспертиз. Тестологические, баллистические, а самое главное, генотипоскопические. То есть если, например, тот или иной задержанный пояснял, что находился в помещении, следил за воинской частью, либо использовал транспортное средство, либо заряжал эту бомбу, изготавливал детонатор, везде снято ДНК. Путем проведения генотипоскопических экспертиз мы подтверждали либо опровергали причастность лица именно к этому действию. По большому счету, половина из всех назначенных экспертиз, коих тридцать шесть, – генотипоскопические. Мы полностью подтвердили экспертизами участие этих лиц», – пояснил Вадим Красносельский. При этом Президент особо подчеркнул, что Молдова не причастна к готовившимся терактам, хотя не исключил взаимодействие украинских и молдавских спецслужб. «Они однозначно обмениваются какими-то оперативными данными, – заметил Вадим Красносельский. – Прослеживается самостоятельная игра украинских спецслужб на территории Приднестровья. И в известность они не ставили своих молдавских коллег. Вот о чем надо было подумать молдавским коллегам с точки зрения обмена информацией и вообще всей темы по существу. Почему данная ситуация вне публичного поля? Наверное, потому, что правда, вот и все. Кроме того, мы же открыты и пригласили всевозможные спецслужбы. Там были европейцы, была гражданка Америки – глава миссии ОБСЕ в Молдове. Пожалуйста, мы готовы предоставить к ознакомлению материалы уголовного дела, результаты экспертиз. Пожалуйста, посмотрите, как делаются эти экспертизы. Пожалуйста, поговорите с задержанными лицами».
Еще один нюанс в истории с несостоявшимися терактами – отсутствие общественного резонанса. «Молчание средств массовой информации, европейских СМИ. Это все удивляет, конечно. А с другой стороны – отвечает на некоторые вопросы. Наше дело – доказать вину, провести все следственные действия и направить уголовное дело в суд», – указал в интервью Президент.
По мнению главы государства, несостоявшиеся террористические акции в первую очередь были направлены на дискредитацию миротворческой операции на берегах Днестра, ведущую роль в которой играет Россия. При этом Вадим Красносельский указал на то, что Молдова давно уже, не только при нынешней власти, сотрудничает с Североатлантическим альянсом. «Не с прошлого года Молдова заявляла о своих устремлениях сотрудничать с НАТО. Посмотрите внимательнее, даже при президентстве Игоря Николаевича Додона были открыты две штаб-квартиры НАТО, два центра в Кишиневе. А всего их четыре. До него два и при нем два. То есть было взаимодействие. Были совместные учения молдо-румынских вооруженных сил. Было участие Молдовы в тех или иных проектах. Были постоянные тренинги: офицеры учились в натовских вузах», – заметил Президент.
Недавно парламент Молдовы принял поправки в Уголовный кодекс, которые тут же получили название в СМИ «Закон о сепаратизме». Они, по мнению главы нашего государства, могут коснуться каждого гражданина ПМР. «Молдавский законодатель выделил отдельный субъект под названием «сепаратист» или «содействие сепаратизму». А что понимается под этим, там, по сути дела, четко-то не открыто, – заметил глава государства. – По большому счету, по этой статье можно привлечь любого гражданина Приднестровья, любого гражданина Республики Молдова и любого иностранного гражданина, кто якобы финансирует тот или иной «сепаратизм». Статья так выстроена, что под субъект данного преступления можно привлечь любого гражданина, который находится на территории Молдовы и за территорией Молдовы. Как эту статью будут понимать и применять прокуратура, следствие и суд, в конечном итоге время покажет».
Преследования на территории Молдовы приднестровцев были и до принятия нынешних поправок в уголовное законодательство. Вадим Красносельский напомнил о судьбе Андрея Самония, который пробыл в молдавском пенитенциарном учреждении три года по несуществующему составу преступления. Вообще-то «молдавское правосудие» дало Андрею Самонию 15 лет лишения свободы. Стараниями нашего МИД удалось обратить внимание полевой миссии ОБСЕ к факту вопиющего нарушения прав человека. «Через три года Самоний был выпущен на свободу. Но три года-то он там отсидел. Это дело – урок всем, показатель, что, как говорится, любой может быть на его месте. Поэтому хочу посоветовать гражданам нашей республики быть бдительными и знать, что такое есть. Как дальше будут развиваться события, время покажет. То, что мы будем защищать своих граждан, – это факт. Но в любом случае защита не предполагает быстрого освобождения. К сожалению, это так, вот в чем нюанс. Поэтому надо быть осторожными и бдительными», – заметил Президент.
Речь, напомним, идет о бывшем сотруднике МВД ПМР, который был задержан только лишь на этом основании, когда приехал в Молдову для замены утратившего силу паспорта.
(Окончание в следующем номере).