«Мы пришли в эту жизнь, чтобы смеяться и плакать», – сказал когда-то великий поэт прошлого столетия Роберт Рождественский, по моему мнению, лучше многих других соратников по перу сумевший отразить в стихотворных строчках судьбы людей, по которым огненным колесом прокатилась война.
Те, кому удалось вернуться живыми из настоящего ада, не очень любили рассказывать о своих фронтовых буднях. Впрочем, опытные журналисты находили нужные слова, чтобы их разговорить. Поэтому летопись подвига героических сынов каменской земли довольно обширная и объемная. И фронтовых фотографий очень много на стендах в районном совете ветеранов. На них они молодые, такие радостные, смех, кажется, через край выплескивается из их красивых глаз. Даже не верится, что, возможно, еще какое-то мгновение назад эти глаза плакали от бессилия на груди умирающего товарища…
К сожалению, сегодня с нами могут поделиться воспоминаниями о той страшной войне только двое ветеранов – Иван Иванович Сичинский из села Янтарное и Мирон Григорьевич Саевский из Слобода-Рашково. Все остальные стали светлой памятью. В их молодые, красивые лица внимательно всматриваются те, для кого Великая Отечественная – далекое историческое событие. Всматриваются, удивляясь: а что же такого ужасного было в той войне, когда юные ее солдаты так радостно улыбаются? И лучше им узнать об этом только из учебников истории, а еще – из рассказов свидетелей, записанных и сохраненных историками, журналистами, краеведами, сотрудниками музеев и, конечно же, детьми, внуками и правнуками великих победителей. И если память старых солдат со временем где-то начинала подводить, их письма сохранили все достоверно.
Благодаря им воспоминаниями делятся уже родные и близкие погибших и умерших. Каменчанин Александр Татаровский, разбирая бумаги отца Татаровского Григория Арсентьевича, нашел его неотправленное письмо, написанное 40 лет назад, адресованное горкому комсомола города Артемовска Донецкой области. Рассказывает: «В этом письме отец пишет, как в 1943 году в составе 1-го батальона 1008-го стрелкового полка 266-й стрелковой дивизии 3-й гвардейской армии освобождал этот населенный пункт от немецко-фашистских захватчиков, как со слезами на глазах мирное население встречало освободителей, и просит поисковый отряд комсомольцев сообщить, имеется ли у них информация об участниках освобождения города. Вот строки из письма Григория Татаровского, где он вспоминает о боях за Артемовск: «Первым вступил в бой наш пулеметный расчет, возглавляемый командиром отделения Чайкиным Александром. Я был наводчиком станкового пулемета «Максим», помощник наводчика – Артамонов Григорий, подносчик патронов – Бабаян Сурен. Командиром нашей роты был младший лейтенант Ильясов. После боя наш полк вышел на окраину города. Это был пустырь или бывший стадион, расположенный недалеко от дороги на город Константиновку. Там состоялся митинг нашей дивизии с участием городского населения. На нем нам объявили, что дивизии присвоено звание «Артемовская».
Письмо достаточно объемное. В нем нашли отражения моменты, которые особенно взволновали солдата и запомнились ему на всю жизнь. Вот только один из них: «Когда около четырех утра утих бой на окраине города, я шел с младшим лейтенантом Ильясовым. Из калитки небольшого деревянного домика вышла женщина лет 55 с 9-летним мальчиком. И со слезами на глазах они вдруг подбежали к нам: «Сыночки, дорогие наши освободители, а не встречали ли вы моего сына? Это мой внучок, он тоже очень ждет своего папу». Ни мы, ни наш командир роты названной фамилии, к сожалению, не знали. Сейчас этому внуку, наверное, уже около пятидесяти лет, и в его памяти обязательно должен остаться данный эпизод. Он бежал к нам вместе с бабушкой и тоже плакал, спрашивая об отце. Интересно, встретился ли он с ним?».
В начале сентября 1943 года Григорий Татаровский был тяжело ранен. Попал в госпиталь. Затем его направили в пехотное училище, которое окончил уже в первое послевоенное лето. Далее был 1-й Дальневосточный фронт. Через 10 лет мобилизовался и приехал в Каменку. Работал бухгалтером на хлебозаводе. Проводил военно-патриотическую работу среди молодежи, был частым гостем в школах, библиотеках…
«Отец умер в 2000 году. Когда он мне рассказывал о войне, что-то запомнилось, а что-то уже стерлось из памяти. И только сейчас я понимаю, что это утрачено безвозвратно. Но благодаря опубликованным архивам Министерства обороны СССР, хоть что-то удалось узнать. Например, приказ по 1008-му стрелковому полку от 26 июля 1943 года о награждении рядового Татаровского Г.А. медалью «За боевые заслуги». Вот строки из представления к награде: «Находясь в обороне, хорошо оборудовал свою огневую пулеметную точку, изучил на «отлично» матчасть пулемета и при попытке прохода немецкой разведки метким огнем из пулемета уничтожил 10 гитлеровцев. Удалось в соцсетях найти сведения и о его боевом помощнике. Уже являясь наводчиком, Григорий Артамонов 4 сентября 1943 года награжден медалью «За отвагу», но спустя неделю он пропал без вести. А их с отцом родная 266-я дивизия через год уже без их участия освобождала от оккупации город Григориополь. Вот она, солдатская судьба!» – так эмоционально завершает свой рассказ сын фронтовика.
Людмила МАЛЮТА, г. Каменка.
Фото из семейного архива Татаровских.