Рыбы появились на этой планете задолго до нас с вами, так что у них есть полное право относиться к нам, как к новым соседям, которые серьезно мешают им жить. Энгельс, с трудами которого можно спорить по разным вопросам, справедливо замечал, что охота и рыболовство создали современного человека. А рыбалка для древнего человека была делом довольно искусным: «ловить» рыбу приходилось с помощью камней и копий. При этом доля рыбьих костей на древних стоянках в ходе раскопок достигала восьмидесяти процентов.
К большому сожалению, на школьных уроках по истории этого не рассказывают, сдабривая темы бессмысленным заучиванием дат и эпох. Ученые добавляют зевоты дотошным описанием найденных археологами клинков и орудий, отчего интерес к истории может пропасть раз и навсегда. По малолетству я интересовался весьма стандартными вопросами: как человек пришел к выращиванию картошки? А как научился варить каши? Вместо ответов получал что-то невразумительное про кочевников, всяких там скифов и сарматов, знания о которых, безусловно, важны, если школьникам не просто задают выучить вереницу племен и народов. Вместо того, чтобы воссоздать картину жизни людей прошлого, нас заставляют зубрить конспект…
Попробуем изменить это в настоящем. Можно лишь предположить, что однажды первобытный человек шел по берегу реки и увидел лежащую там рыбу. И быстро осознал, что ловить речных обитателей гораздо безопаснее, чем охотиться на мамонта. Это на пещерных стенах можно нарисовать свои подвиги и даже приукрасить их. В действительности же есть неплохие шансы, что мамонт поднимет на своем бивне вашего троюродного брата, который будет только беспомощно потрясывать копьем. Речная рыба позволила нашим предкам оставаться на одном месте – первые шаги оседлости сделали благодаря обилию такого рода пищи. Да и любопытных волчат тоже приручили лишней рыбкой – так те и превратились спустя тысячи лет в податливых мопсов.
Древние цивилизации также формировались возле рек. Достаточно вспомнить Нил, в котором рыбы было так много, что в какой-то момент египтяне перестали ее ценить и посчитали едой для бедных. Греки были того же мнения, если речь не шла об осетре и тунце. В итоге-то нами управляли не жажда нового, а чревоугодие: человек выходил в моря и океаны не для открытий континентов, а за рыбой, которая двигала мореплавательный прогресс.
Но это что касается тунца. Осетра греческая элита любила не меньше, и Геродот описывал, что особенно много его водится в Борисфене (древнее название Днепра). Он же упоминал и о Тирасе (Днестре), и наши рыбные угодья грекам были также, скорее всего, известны.
С причала рыбачил
Позднее рыба стала символом христианской религии (не считая другой сотни культов, где она тоже считалась священной). Иисус завещал рыбакам Петру и Андрею, что «отныне они будут ловить человеков». В ранней католической Европе рыба стала на вес золота. А все дело в строгом соблюдении поста, когда разрешалось есть только «холодную» пищу, каковой и объявили рыбу. Но ее действительно не хватало на всех, и в 600 году папа римский Григорий I даже постановил не считать новорожденных кроликов мясом, приравняв их по сути к рыбе… Представьте масштабы рыбного потребления.
В то время лосось и угорь переполняли британские рыбные угодья, их в прямом смысле использовали в качестве денег. Католицизм стимулировал средневековый рыбный бизнес. За ней начали гоняться и короли, пытавшиеся установить монополию на рыбную ловлю, чтобы еда не доставалась простолюдинам бесплатно. Реки были перегорожены везде, кроме Англии. Шотландский король даже объявлял смертную казнь для всех, кто трижды попался за рыбной ловлей не в сезон. Викинги заполонили ранний европейский рынок треской. В ее поисках они даже добрались до берегов Америки задолго до Колумба. Но «новая земля» интересовала скандинавов куда меньше, нежели рыба.
Рыба из Днестра – для простолюдинов?
Обычные рыбаки с незапамятных времен были прозорливее ученых и отмечали, что рыбные угодья не бесконечны, а некоторые места через время оказываются и вовсе непригодными для рыболовства. Потому и обращают свой взор на неизведанные земли. Интересные события происходят в наших краях: примерно с XII века на Днестре усиливается торговое влияние генуэзцев, которые успешно договаривались о мирном использовании местных факторий с монголо-татарами. Они, как ранее греки, видели реку в качестве важного торгового пути, а в нынешних Бендерах имели одну из укрепленных цитаделей. Это позволяет предположить, что забытая торговая империя Генуи добавляла к своим богатым поставкам и рыбу из наших краев.
Не слишком ли далеко, спросите вы? Дело в том, что, как мы уже говорили, европейские реки на тот момент давали уже гораздо меньше улова. Для выхода в море рыбакам требовались куда более оснащенные судна, нежели лодки для речного промысла. Потому средневековые рыбаки заходили в действительно далекие «командировки», тем более, что на Днестре никакого разрешения ловить рыбу испрашивать не приходилось.
Ниже по течению от села Меренешты русло Днестра сильно извивается, создавая много заводей. Здесь есть зоны с довольно большими глубинами, а на дне собран многочисленный топляк, потому и подводных обитателей достаточно много. Можно представить, что такие места и искали тогдашние рыбаки. Когда-то в Днестре водилась даже такая элитная рыба, как стерлядь. Белуга, осетр и севрюга, по свидетельствам бывалых рыболовов, заходили в Днестр вплоть до 50-х годов прошлого века и исчезли только с появлением гидроэлектростанций.
Подобные виды рыб, как мы упоминали, «элитными» не считались и отлично подходили для стола городских простолюдинов и бедняков. Рыбу сушили, солили или заливали уксусом, укладывали в бочки и отправляли по генуэзским путям.
Сегодня рыбные угодья в той же опасности, о которой предупреждали средневековые рыбаки. По некоторым данным, 5% видов рыб в мире (в том числе, например, тунец) находится на грани полного исчезновения. Это приведет к нарушению пищевых цепочек во всей водной фауне.
Получается, древнюю и средневековую историю приднестровских земель можно рассмотреть с таких необычных позиций – рыбацких и торговых. Однако недолго, не больше трехсот лет: вместе с началом многочисленных военных битв за Бендеры торговля на Днестре стала делом опасным и невозможным.
А как сейчас?
Напомним, что с 15 апреля по 15 июня в реке Днестр, протоке Турунчук, на Дубоссарском и Кучурганском водохранилищах, в остальных рыбохозяйственных водоемах Приднестровья действует запрет на рыболовство в период нереста. Минсельхоз сообщает, что сроки этого периода могут быть перенесены на 15 дней в ту или иную сторону. 26-27 апреля в рамках весеннего этапа зарыбления в Турунчук было выпущено 1500 кг годовика белого амура, карпа, белого и пестрого толстолобиков.
Кроме того, Верховный Совет по инициативе Правительства отменил запрет на вылов европейского сома, который действовал более 15 лет. Теперь рыбалку разрешат в период с 1 июля по 30 сентября, исключительно в выходные дни в светлое время суток. Один человек вправе выловить одного сома европейского в неделю длиной не менее 70 сантиметров. Рыбачить можно только на определенных участках реки Днестр – от моста шоссе Полтава-Кишинев вниз по течению, включая проток Турунчук, до границы с Украиной. Для добычи сома необходимо получить специальное разрешение, за которое будет взиматься плата.
Никита МИЛОСЛАВСКИЙ.